Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Формирование речевого слуха у детей»

Лариса Максимова
Консультация для воспитателей «Формирование речевого слуха у детей»

Формирование речевого слуха у детей

(консультация для воспитателей)

Одним из компонентов звуковой культуры речи является речевой слух. Речевой слух- понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал, выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка). Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию (уточка-удочка, дом-дым, бочка-почка, коза-коса, трава-дрова, лук-люк).

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование речевого слуха у детей“» размещена в разделах

Речевой слух начинает развиваться рано. У ребёнка в возрасте 2-3 недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; В 5-6 месяцев он реагирует на интонации, на ритм речи; примерно к двум годам ребёнок слышит и различает все звуки родного языка. Можно сказать, что у ребёнка к двум годам бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время ещё существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением.

Наличие фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребёнка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха - звуковой анализ или фонематическое восприятие : способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их последовательность и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.

Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умение услышать звук и соотнести его с местом подачи.

В младших группах, в играх используют музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука (игра «Солнце или дождик», в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках, погремушки дети машут флажками, при слабых - опускают флажки на колени. Широко используются игры «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?»)

В старших группах слуховые восприятия развивают у детей не только в процессе игр, указанных выше, но и путём прослушивания записей. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?».

Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Рекомендуется сборник игр «Учите, играя», А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. В этом сборнике предлагаются игры для каждой возрастной группы, которые желательно проводить с детьми 2-3 раза в неделю на занятиях и вне их.

Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, отгадывать их (слово говорят шёпотом или громко, медленно или быстро)- игра «Угадай, что я сказала?». Содержание игры можно сделать более сложным и насыщенным, если включить в неё более трудный материал для отгадывания, например, в средней группе - слова с шипящими и сонорными звуками, в старшей группе- многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг к другу по звучанию (сок-сук).

Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. В ряде игр ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, например, З – з - з песенка комара, отмечая их работой фишкой или хлопком в ладоши. Слово нужно произносить медленно и звук в нём утрированно.

В старших группах продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту, тембр голоса). Но основная, наиболее серьёзная задача- подведение ребёнка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог», устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребёнка со словом, требующую речевого и поэтического слуха : придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка- мушка- сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложении. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.

Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой же последовательности:

1. «Поищем похожие слова по смыслу и звучанию» : птичка - синичка-невеличка- певичка.

2. «Придумай слово с определёнными звуками»

3. «Из каких слогов состоит заданное слово?»

Часто такие упражнения носят игровой характер: «Перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове»; «Выбери игрушку» : выбрать из ряда игрушек, картинок игрушку или картинку, в названии которой есть заданный звук. «Купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука М. и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование речевого слуха у детей»
Опубликовано: 26 марта 2022 в 22:15
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Формирование речевого слуха у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД