Лариса Максимова
Консультация для воспитателей «Формирование речевого слуха у детей»
Формирование речевого слуха у детей
(консультация для воспитателей)
Одним из компонентов звуковой культуры речи является речевой слух. Речевой слух- понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр (Узнай по голосу, кто тебя позвал, выразительность (Послушай и угадай, испугался или обрадовался мишка). Развитый речевой слух включает в себя и хороший фонематический слух, т. е. умение дифференцировать все звуки родного языка - различать смысл слов, близких по звучанию (уточка-удочка, дом-дым, бочка-почка, коза-коса, трава-дрова, лук-люк).
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование речевого слуха у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Речевой слух начинает развиваться рано. У ребёнка в возрасте 2-3 недель отмечается выборочная реакция на речь, на голос; В 5-6 месяцев он реагирует на интонации, на ритм речи; примерно к двум годам ребёнок слышит и различает все звуки родного языка. Можно сказать, что у ребёнка к двум годам бывает сформирован фонематический слух, хотя в это время ещё существует разрыв между усвоением звуков на слух и их произнесением.
Наличие фонематического слуха достаточно для практического речевого общения, но этого мало для овладения чтением и письмом. При овладении грамотой у ребёнка должна возникнуть новая, высшая степень фонематического слуха - звуковой анализ или фонематическое восприятие : способность установить, какие звуки слышны в слове, определить их последовательность и количество. Это очень сложное умение, оно предполагает способность вслушиваться в речь, держать в памяти услышанное слово, названный звук.
Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умение услышать звук и соотнести его с местом подачи.
В младших группах, в играх используют музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука (игра «Солнце или дождик», в игре «Угадай, что делать?» при громких звуках, погремушки дети машут флажками, при слабых - опускают флажки на колени. Широко используются игры «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «Что делает за ширмой Петрушка?»)
В старших группах слуховые восприятия развивают у детей не только в процессе игр, указанных выше, но и путём прослушивания записей. Следует чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чём говорит комната?».
Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Рекомендуется сборник игр «Учите, играя», А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. В этом сборнике предлагаются игры для каждой возрастной группы, которые желательно проводить с детьми 2-3 раза в неделю на занятиях и вне их.
Уже в младшей группе детям предлагается вслушиваться в звучащую речь, различать на слух её разнообразные качества, отгадывать их (слово говорят шёпотом или громко, медленно или быстро)- игра «Угадай, что я сказала?». Содержание игры можно сделать более сложным и насыщенным, если включить в неё более трудный материал для отгадывания, например, в средней группе - слова с шипящими и сонорными звуками, в старшей группе- многосложные слова или слова, трудные в орфоэпическом отношении, близкие друг к другу по звучанию (сок-сук).
Средний возраст - пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. В ряде игр ставится задача повышенной сложности - из слов, называемых педагогом, на слух выделять те, в которых есть заданный звук, например, З – з - з песенка комара, отмечая их работой фишкой или хлопком в ладоши. Слово нужно произносить медленно и звук в нём утрированно.
В старших группах продолжают совершенствование речевого слуха; дети учатся выделять и определять различные компоненты речи (интонацию, высоту, тембр голоса). Но основная, наиболее серьёзная задача- подведение ребёнка к осознанию звукового строения слова и словесного состава предложения. Воспитатель учит детей понимать термины «слово», «звук», «слог», устанавливать последовательность звуков и слогов в слове. Эта работа сочетается с воспитанием интереса к слову и речи вообще. Она включает в себя самостоятельную творческую работу ребёнка со словом, требующую речевого и поэтического слуха : придумывание слов с заданным звуком или с заданным количеством слогов, близких по звучанию (пушка- мушка- сушка, договаривание или придумывание рифмующегося слова в стихотворных строчках. В старших группах в процессе упражнений и игр детей сначала знакомят с выделением в речи предложений, а также слов в предложении. Они составляют предложения, договаривают слова к знакомым стихотворным строкам, правильно расставляют разрозненные слова в одну законченную фразу и т. д.
Затем приступают к звуковому анализу слова. Упражнения и игры для этой цели можно расположить примерно в такой же последовательности:
1. «Поищем похожие слова по смыслу и звучанию» : птичка - синичка-невеличка- певичка.
2. «Придумай слово с определёнными звуками»
3. «Из каких слогов состоит заданное слово?»
Часто такие упражнения носят игровой характер: «Перепрыгни через скакалку столько раз, сколько звуков в названном слове»; «Выбери игрушку» : выбрать из ряда игрушек, картинок игрушку или картинку, в названии которой есть заданный звук. «Купить в магазине» игрушку, название которой начинается со звука М. и т. д.