Инна Афанасьева
Консультация для воспитателей «Формирование математических способностей у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование математических способностей у детей»
Математическое развитие- является значимым компонентом в формировании «картины мира» ребёнка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование математических способностей у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Многие считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Но, сам по себе быстрый темп работы не имеет ни какого отношения к математическим способностям. Дети могут работать медленно и неторопливо, но в это же время творчески, вдумчиво, и очень успешно продвигаются в усвоении математики.
В своей книге «Психология математических способностей дошкольников» Крутецкий В. А. различает девять способностей (компонентов математических способностей) :
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знакомой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свёрнутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики, как геометрия.
Ребёнок с развитым логическим мышлением имеет намного больше шансов быть успешным в математике. Несмотря на то, что он не был заранее научен элементам школьной программы (вычислениям, счёту и т. д). Поэтому во многих школах которые работают по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, которые поступают в первый класс. Основным содержанием данного собеседования являются вопросы и задания логического и арифметического характера.
Развитое логическое мышление- это дар природы, с присутствием или отсутствием которого следует смирится. Но, развитием логического мышления можно и нужно заниматься.
При организации специальной развивающей системы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребёнка.
Логические игры с использованием математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, желание и умение учиться. Игровые ситуации с элементами проблемности всегда вызывают интерес у детей. Выделение игры в качестве основного метода и формы обучения, становится главным условием, так как именно она служит ведущим видом деятельности дошкольника.
Сама форма организации обучения в виде дидактических игр помогает дифференцировать и индивидуализировать работу с детьми. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игра для детей дошкольников – это способ познания окружающего мира. Руководя игрой, взрослый человек воздействует на все стороны развития личности ребёнка. Игра ценна только тогда, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний детей.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые дети глубже и ярче познают мир и явления окружающей действительности. Самое главное- это привить ребёнку интерес к познанию.
Таким образом, прививание ребёнку знания в игровой форме из области математики, научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление и творческие способности.
Успех в работе по развитию математических способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в дошкольной организации, должны подкрепляться в условиях семьи.