елена прохорова
Консультация для воспитателей «Фольклор для маленьких»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему
С трудом можно себе представить весь объем информации, то множество знаний и навыков, которые обретает ребенок, чтобы ориентироваться в мире – жить в нем. Взрослые помогают детям. Народная педагогика выработала свои традиционные правила. Удивительно, что они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему. В них столько же рациональности, такта, сколько и стремления удовлетворить рано возникающую у ребенка потребность в художественном слове. Бытовое искусство, фольклор опекает ребенка с рождения, сопровождает в детстве, отрочестве вплоть до перехода в юность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Фольклор для маленьких“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Детский фольклор – это соединение традиций и новизны, это начало всех начал для ребенка. Именно с детства закладываются основы личности человека, именно ясельная группа – начало дошкольного пути ребенка, и от этого первого знакомства с детским садом зависит, как сложится весь дошкольный период, каким вырастет малыш. Фольклор, предназначенный для маленьких, необходим не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу и веру в красоту, силу, ум. Эти маленькие народные произведения пронизаны светом любви к ребенку. Именно поэтому я выбрала эту интересную тему.
Малые фольклорные жанры в работе
с детьми ясельной группы.
Раннее детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, восходом солнца. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых.
Фольклор в переводе с английского народная мудрость. Фольклор для детей – это разновидность фольклора для самых маленьких, он соединяет в себе песни, игры, небольшие стихотворные формы.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда его укладывают спать (колыбельная песня, когда купают (ласковые поговорки, в моменты бодрствования (потешки и прибаутки).
Например:
Подготовка к обеду, обед
У нас много ребят,
все по стульчикам сидят,
Кашу маслену едят.
Умывание.
Из колодца принесла курица водицы,
И ребята всей гурьбой побежали мыться.
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели…
Укладывание спать.
Люли, люли, люли, прилетели гули,
Стали гули ворковать, стал Ванюша сладко спать.
Баю-баю-баиньки, прибежали заиньки:
Спит ли наша девочка, девочка-припевочка?
Уходите, заюшки, не мешайте баюшки.
Одевание.
Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка баловница?
Маша – вот кто!
Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе ООД, на которых ставятся обучающие задачи: чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки и т. п.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно откроется сила народного слова, «чутье языка». Однако все это происходит, если педагог работает с произведениями грамотно, если правильно выбирает приемы, опирается на возрастные особенности малышей.
На первом и втором году жизни используют колыбельные песенки, прибаутки, пестушки.
Когда ребенок учится ходить:
Топ-топ, топ-топ,
Скоро Андрюшеньке годок!
Скоро Саше годочек,
Спечем Саше пирожочек,
Сашеньке расти
Здоровым и путевым
Столько в высоту (показывают!
Столько в ширину (показывают!
Ума да разума!
Прожить век
С отцом-матерью!
Перебирают пальцы и при этом говорят:
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
–Здравствуй, большак! – говорят.
–Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.
Потешка – особый вид фольклорного жанра, он как нельзя лучше подходит для закладывания основ ознакомления детей с первыми сказками. И вот почему. Во-первых, в потешках действуют один или два персонажа, во-вторых, раскрывает характер героя: лиса – хитрая, медведь – сильный, но не слишком сообразительный, волк – сердитый и т. п.
Потешки различны, могут быть направлены на различные познавательные цели:
• отражающие элементы народного быта (Ладушки, ладушки);
• ознакомляющие с домашними и дикими животными (Пошел котик на торжок., Лиса по лесу ходила);
• олицетворяющие природу (Радуга-дуга, Травка-муравка со сна поднялась.);
• раскрывающие нравственно-этические категории (Тили-бом! Тили-бом! Загорелся Кошкин дом);
Среди богатств народного эпоса сказки представляют собой особую фольклорную форму.
Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые (новеллистические, волшебные (чудесные) и сказки о животных.
Бытовые (новеллистические) сказки.
Уже само название говорит, что посвящены они житейской тематике. Действие обычно происходит в избе, на огороде, в деревне, в поле, в лесу. Но вот что главное: именно с бытовой сказки и начинается ознакомление самых маленьких детей с этим жанром («Курочка Ряба», «Репка» и др.).
Волшебные (чудесные) сказки.
Изобилуют они чудесами, различными превращениями и носят волшебно-приключенческий характер («Иван-царевич и серый волк», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.). Особенность всех волшебных сказок: герои рано или поздно в открытой или скрытой форме обязательно вступают в определенные взаимоотношения с волшебными, чудесными силами. Это дает почву для развития фантастического сюжета. В этом и главный интерес волшебной сказки. Как правило, волшебные сказки еще не доступны для восприятия детей раннего возраста в силу конкретности их мышления и отсутствия развитого воображения, а следовательно, возможности «откликнуться» на волшебство. Любимыми они станут уже в дошкольную пору, на пятом-седьмом году жизни.
Сказки о животных.
Эти сказки существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому что главные герои – звери и птицы – наделены человеческими чертами и действуют как люди. Произведения для самых маленьких и составляют в основном эту разновидность сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и пр.).
Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребенка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью, у него не должно возникать чувства страха и подавленности. Можно ли радоваться тому, что мышка разбила золотое яичко, лиса съела колобка, а медведь раздави теремок? Но педагог должен выйти из этих щекотливых ситуаций, подчеркнув: курочка принесет деду и бабе яичко, звери построят домик еще крепче и краше, а колобок вновь окажется на окошке, как только баба замесит тесто и испечет его.
Сказка должна нести ребенку радостное, оптимистическое восприятие мира.
В заключении приведу примеры ООД для ясельной группы с использованием малых фольклорных форм.
ООД на тему: «Ладушки, ладушки! …»
Программное содержание: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами (потешка, отражающими элементы народного быта. Обогатить малышей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову. Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приемы «обыгрывания» действия.
Материал: легкий головной платок, фартучек, украшенный русским узором (для воспитателя); изделия прикладного русского народного творчества (хохлома) – набор из двух предметов: расписные мисочка и черпачок, деревянные ложки, фартучки в русском стиле (для детей).
Ход НОД
Облачившись в яркий, красивый фартучек, мягко стуча черпачком о мисочку, привлекаю внимание детей. Когда дети соберутся, обращаю внимание на свой красивый наряд, даю возможность рассмотреть рисунок (это петушки, это елочки, это цветочки). Когда дети рассмотрели наряд, обращаю их внимание на мисочку и черпачок.
– Красивая мисочка, яркая, как солнышко – поднять изделие то выше, то ниже, описывая траекторию по кругу, давая возможность полюбоваться изделием.
Затем рассматриваем черпачок.
– Ребята, давайте поиграем. Я буду бабушкой (повязываю на голову платок) – дети рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом.
Медленно читаю потешку.
– Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки – черпачком по мисочке выполняю вращательные движения.
Маслом поливала,
Детушкам давала – выполняю игровые действия черпачком, как бы лью тесто.
Даше два, Паше два,
Ване два, Тане два – накладываю свои ладони на ладони ребенка, называя его по имени, как бы раскладываю оладушки, поочередно с каждым ребенком.
– Хороши оладушки
У нашей бабушки!
Если у детей возникает желание повторить угощение, то повторяем.
Предлагаю малышам самим испечь оладушки. Дети встают со стульчиков, наряжаются в фартучки. Раздаю каждому деревянную ложку, предлагаю покрутить ею в мисочке (замесили тесто, испекли оладушки (наливаем, угощаем (дети угощают кого хотят, друг друга, игрушки).
– Молодцы, ребята. Всех угостили, никого не забыли, добрые малыши.
Предлагаю детям поиграть на ложках, еще раз читаю потешку.
– Ох, какие вкусные оладушки испекла бабушка и детки. Молодцы! Мы пойдем гулять и напечем оладушек из песочка.