Светлана Щербак
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Леонтьева Анна Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад 233», г. Ярославль.
Описание материала: предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям при подготовке к родительскому собранию, консультации по теме «Сказки. Значение сказки для ребенка», «Чему учат сказки», «Методы и приемы работы со сказкой».
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Методы и приемы работы со сказкой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
В воспитании ребенка мы – воспитатели, и вы – родители имеем одну общую цель. Мы хотим вырастить личность, обладающую следующими качествами: доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие.
Ребенок не рождается добрым или злым, хорошим, или плохим. То, каким ребенок станет, какие качества у него будут преобладать, когда вырастет, зависит от нас и ближайшего окружения ребенка.
Как вы думаете, откуда ребенок берет информацию, позволяющую получить знания о добре и зле, поступках хороших или плохих, формировании моральных качеств личности? – самый доступный способ это сказки, которые взрослые читают детям.
Возьмем для примера народные сказки. Мы с вами на них выросли. Наши дети их с интересом слушают.
Каждая сказка несет в себе определенный замысел и имеет глубокий смысл.
Например, сказка «Репка» учит быть трудолюбивыми, выполнять работу сообща и быть единым коллективом. Герои в сказке, только сплотившись, смогли достигнуть своей цели – вытянуть репку. Сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить и быть единым целым. Высмеиваются и пороки – страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие и послушание в народных сказках всегда вознаграждается («Крошечка Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»). Герои получают вознаграждение, и одерживают победу над злом.
Сказка всегда хорошо заканчивается. Это дает нам уверенность, что добро всегда побеждает зло, что плохие поступки наказуемы, и никогда не нужно пасовать перед трудностями.
Таким образом, читая определенные сказки, мы даем ребенку нужные установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, справедливость и дружба.
Сказка умеет ненавязчиво, по-доброму, без назиданий и нотаций рассказать о том, как стать хорошим, дает пример поведения. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить.
Методы и приемы работы со сказкой
1. Беседа по сказке.
Недостаточно только прочитать сказку. Стоит помнить о необходимости обсуждать с ребенком содержание. Даже, если складывается впечатление, что все понятно, лучше обсудить, убедиться, что не исказились отношения к поступкам героев, ребенок правильно оценил и понял формулировку непонятных слов, помочь разобраться в правильности поступков.
Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов.
Например: кто главный герой?
Кто из героев тебе понравился? Почему?
Поступок сказочного героя хороший или плохой?
Как бы ты поступил, оказавшись на его месте? И др.
Такие вопросы помогают проанализировать поступки героев, помочь сделать выводы.
2. Пересказ сказки. Использование мнемотаблиц.
Мнемотаблицы представляют собой последовательность иллюстраций. Их использование помогает воспроизвести содержание сказки в хронологической последовательности. Такие задания способствуют развитию зрительной памяти.
3. Драматизация сказки.
Дети привлекаются к инсценировке и постановке сказочного действия. Используются маски, костюмы, применяется характерные движения, мимика и интонация. Все это помогает вжиться в роль и почувствовать себя тем или иным героем.
4. Составление словаря по сказке.
Дети совместно с воспитателем находят в тексте непонятные, устаревшие слова и прорабатывают их. Дети знакомятся с лексическим значением слова, приводят аналогию современных слов. Взрослому необходимо подкрепить эти знания иллюстрациями.
5. Создание иллюстраций к сказке.
После прочтения сказки, детям предлагается нарисовать ее. Причем они самостоятельно выбирают сюжет, технику исполнения и материал. Такие задания развивают моторику, воображение и память.
6. "Помоги героям найти свое место".
Данный прием представляет собой полную противоположность использованию мнемотаблиц. Детям предлагаются сюжетные картинки одного действия. Необходимо расставить их в хронологической последовательности.
7. "Помоги героям найти свою сказку".
Детям для ознакомления предлагаются художественные иллюстрации по сказке. Нужно вспомнить и назвать из какой сказки эта картинка.
8. «Что потом?»
До 5 лет у детей развивается воображение. Можно вместе с ребенком поиграть в игру «Придумай концовку». Взрослый при прочтении сказки останавливается перед развязкой, и предлагает ребенку самому сочинить и додумать концовку. Стоит настраиваться на положительный итог. Такие упражнения очень полезны для формирования воображения и мышления.
Пример: с детьми прорабатывали сказку «Колобок». Остановились на моменте, когда Колобок прыгнул Лисе на носик. Детям было дано задание придумать концовку. Такие варианты получились: «… колобок был круглый, и поэтому скатился с лисьего носа и покатился дальше»; «… Колобок говорит – я от дедушки ушел, я от бабушки ушел. Катился по пыльной дороге. Кушать меня нельзя, живот может заболеть»; и др. Такое задание можно предложить выполнить родителям.
Современные сказки также несут полезную информацию, помогают преодолеть психологические трудности (страхи, жадность, или упрямство, трусость).
В этом заключается метод «Сказкотерапии».
9. Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные сказки.
В настоящее время существует большое многообразие сказок, которые, беря за основу какую-то проблему, рассказывают о ней детям. В нашей группе мы читаем и обсуждаем с детьми сказки, направленные на экологическое воспитание (Е. Ульева «Порядок вокруг», сказки по безопасности в быту, дома (Е. Ульева «Главные правила безопасности»); сказки о модели поведения и нравственных качествах (Е. Ульева «Энциклопедия добрых дел», «Школа хороших манер» и т. д.
Сказки помогают ребенку развиваться, учат полезному. Ребенок, регулярно слушающий сказки вырастает более спокойным, эмоциональным, всесторонне развитым.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок» - Альберт Эйнштейн
Презентация на тему: Методы и приемы работы со сказкой