Анастасия Чумакина
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться и стимулироваться воспитателем.
Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняется и способ их предназначения в группе.
Внеся в группу детали костюмов, элементы декорации дети, вспоминая сюжет праздничного утренника или развлечения, воспроизводят отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми можно ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру в «Магазин - булочная» дети перестраивают сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин», озадачив детей неожиданной информацией ( например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алины сегодня день рождения?», а иногда и включиться в игровое действие и т. д.
Ребенок постепенно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности : художественно - речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Каждый вид художественной деятельности может выступить как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.
Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художественно - речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр : пальчиковый, настольный, бибабо и др. ; в уголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрализовано - игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.
Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно - образовательной работы и высоким уровнем развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, способность к творческой реализации. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.
Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей;
- целесообразность их размещения;
- периодичность внесения.
Какие же игрушки и пособия понадобятся:
- Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).
- Неозвученные музыкальные игрушки : пианино, балалайка, гармошка; игрушки - инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные).
- Озвученные музыкальные игрушки : музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.
- Настольные музыкально - дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.
- Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально - дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.
- Различные виды театра: театрально игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).
При размещении музыкальных игрушек и пособий в игровой комнате необходимо основываться на принципе целесообразности. Каждую музыкальную игрушку, пособие необходимо использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно -печатные игры; игрушки - инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т. д. ; атрибуты, щапочки - маски для игр с пением, хороводных музыкально -дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.
Следует определить и место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей).
Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе:
Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой, погремушки, колокольчики, деревянные палочки.
Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).
Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещонка, бубны.
Подготовительная группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.
Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.
В уголок детских музыкальных инструментов могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять - шесть портретов на две - три недели каждый).
Духовые детские музыкальные инструменты (по соображения гигиены) не используются в самостоятельной музыкальной деятельности.
Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей можно выделить следующие формы, определяющиеся типом самостоятельной деятельности : исполнительской и творческой.
Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком - либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).
В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение и ли целую сценку).
Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы :
- сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);
- импровизирование на детских музыкальных инструментах;
- песенное и танцевальное импровизирование;
- театрализованные представления (импровизированного характера).
Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как:
- игры с пением;
- настольные музыкально - дидактические игры;
- игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);
- сюжетно-ролевые игры: «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин»,
«Концерт» и т. п. ;
- театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам : «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.
- игры - драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;
- концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.)
Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, являясь одной из сложных форм музыкальной деятельности, возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремлении выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.