Приложение МААМ

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Анастасия Чумакина
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться и стимулироваться воспитателем.

Публикация «Консультация для воспитателей ДОУ „Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей“» размещена в разделах

Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняется и способ их предназначения в группе.

Внеся в группу детали костюмов, элементы декорации дети, вспоминая сюжет праздничного утренника или развлечения, воспроизводят отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми можно ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру в «Магазин - булочная» дети перестраивают сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин», озадачив детей неожиданной информацией ( например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алины сегодня день рождения?», а иногда и включиться в игровое действие и т. д.

Ребенок постепенно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности : художественно - речевое, изобразительное и музыкальное творчество.

Каждый вид художественной деятельности может выступить как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности.

Художественно-продуктивная деятельность, театрально - игровая, художественно - речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр : пальчиковый, настольный, бибабо и др. ; в уголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрализовано - игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием.

Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно - образовательной работы и высоким уровнем развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе подчеркивает хорошую организацию детей, их инициативность, способность к творческой реализации. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.

Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

- правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей;

- целесообразность их размещения;

- периодичность внесения.

Какие же игрушки и пособия понадобятся:

- Детские музыкальные инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки; с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).

- Неозвученные музыкальные игрушки : пианино, балалайка, гармошка; игрушки - инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные).

- Озвученные музыкальные игрушки : музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.

- Настольные музыкально - дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет» и др.

- Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально - дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.

- Различные виды театра: театрально игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

При размещении музыкальных игрушек и пособий в игровой комнате необходимо основываться на принципе целесообразности. Каждую музыкальную игрушку, пособие необходимо использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно -печатные игры; игрушки - инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал, как CD-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т. д. ; атрибуты, щапочки - маски для игр с пением, хороводных музыкально -дидактических игр - в физкультурном уголке; детали костюмов - в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.

Следует определить и место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку (на высоте, удобной для детей).

Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе:

Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой, погремушки, колокольчики, деревянные палочки.

Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещонка, бубны.

Подготовительная группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.

В уголок детских музыкальных инструментов могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии (в течение года в группу вносится пять - шесть портретов на две - три недели каждый).

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображения гигиены) не используются в самостоятельной музыкальной деятельности.

Для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей можно выделить следующие формы, определяющиеся типом самостоятельной деятельности : исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком - либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).

В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение и ли целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы :

- сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);

- импровизирование на детских музыкальных инструментах;

- песенное и танцевальное импровизирование;

- театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности дети используют такие формы, как:

- игры с пением;

- настольные музыкально - дидактические игры;

- игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

- сюжетно-ролевые игры: «Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин»,

«Концерт» и т. п. ;

- театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам : «Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.

- игры - драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

- концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и др.)

Таким образом, самостоятельная музыкальная деятельность, являясь одной из сложных форм музыкальной деятельности, возникает не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремлении выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально - ритмических, двигательных навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах.

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей» Консультация для воспитателей:"Использование подвижных игр на прогулке в совместной и самостоятельной деятельности детей. Вот и наступило.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет»Консультация для воспитателей «Роль прогулки в жизни дошкольников, её организации в группе для детей 3–4 лет» Прогулка на свежем воздухе играет ведущую роль для укрепления здоровья и профилактики утомления каждого человека и конечно же маленьких.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе» Воспитатель всегда знает, чем занять и как увлечь малыша, помочь ему справиться с расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»
Опубликовано: 6 мая 2024 в 15:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей ДОУ «Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Чумакина (УИ 193718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД