Светлана Красова
Консультация для воспитателей «Диагностическая деятельность педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая диагностика – это механизм позволяющий выделить индивидуальные особенности и перспективы развития ребёнка.
Педагогическая диагностика направлена на изучение ребёнка дошкольного возраста, его индивидуальности и оценки его развития, как субъекта познания общения и деятельности.
Педагогическая диагностика играет одну из важных ролей в любой педагогической деятельности, так как с её помощью воспитателю удается проконтролировать результаты своей работы и при необходимости провести коррекцию педагогической деятельности для достижения поставленных целей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Диагностическая деятельность педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении
Предметом педагогической диагностики является индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми.
Структура педагогической диагностики
Первый этап — проектировочный. Определение целей и методов диагностики.
Второй этап — практический. Проведение диагностики. Определение ответственных, обозначения времени и длительности, способов фиксации.
Третий этап — аналитический. Анализ полученных фактов.
Четвертый этап — интерпретация данных. Этот основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития.
Пятый этап — целеобразовательный. Предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом.
Шестой этап – рекомендации на каждого ребёнка и группу в целом.
Инструментарий
карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и развития каждого ребенка.
Время проведения
Проводится во всех возрастных группах 3 раза в год: в начале года, середине и в конце года.
Принципы диагностического обследования
- принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
- принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)
- принцип прогностичности проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Методы
- наблюдение
- изучение продуктов деятельности детей
- несложные эксперименты
- нестандартизованные беседы
- диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка
- игровые тесты
Правила педагогического диагностирования
Обследование дошкольников: - проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);
- обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная.
- с ребенком работает один взрослый.
- нельзя торопить ребенка с ответом, нужно дать возможность подумать с ответом;
- обследование проводится обязательно в игровой форме;
- нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику.
Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», «ты молодец!», «я вижу у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.
На основании полученных результатов в начале и середине года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.
Технология работы с таблицами. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка. Мы не сравниваем результаты детей между собой, только сопоставляем индивидуальные достижения конкретного воспитанника.
Реализация всех программ дошкольного образования предполагает оценку индивидуального развития детей, через проведение педагогической диагностики.