МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности»

Анастасия Кузнецова
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей.

«Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности».

Детское экспериментирование - это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития

Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности“» размещена в разделах

(Н. Поддъяков).

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся различных предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, изучить, открыть – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, а самое главное самовыражаться.

Среди возможных средств развития исследовательской деятельности дошкольников особое внимание уделяется детскому экспериментированию.

Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основываясь на собственных наблюдениях, установленных закономерностях, ответах.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом детской деятельности, наравне с игрой. Начинается экспериментирование с раннего возраста, когда ребёнок учится манипулировать с предметами.

В чем же заключается достоинство метода экспериментирования :

• развивается речь ребенка потому, что ему необходимо делиться впечатлениями об увиденном и об установленных закономерностях;

• происходит активизация мыслительных процессов ребенка, обогащается его память, так как возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, классификации, сравнения;

• ребенок получает реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыт. Опыты можно проводить в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместно с воспитателем. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть четко сформулирована. В ходе опыта дети учатся высказывать свои предположения о наблюдаемом явлении, а также ищут способ решения познавательной задачи. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.

Для чего нужны опыты и эксперименты?

• Опыты, эксперименты необходимы для решения познавательных задач, поставленных воспитателем, а иногда и самими детьми.

• Опыты, эксперименты нужны для ознакомления детей с живой и неживой природой, а также со свойствами предметов рукотворного мира (стекло, ткань, железо, бумага).

• Опыты, эксперименты могут проходить как кратковременные, так и длительные наблюдения. В них могут быть задействованы как группа детей, так и подгруппа.

Если наблюдение кратковременное, то и обсуждение результатов опыта проходит сразу: дети анализируют условия в которых проходил опыт, сравнивают результаты, делают выводы. Если опыт длительный (например, прорастание семян, то воспитателю необходимо поддерживать интерес детей к наблюдению за происходящими изменениями, напоминать детям о том зачем был поставлен опыт. Руководство воспитателя опытом, экспериментом необходимо для того, чтобы не был потерян интерес у детей, а также необходимо поощрение детей. В заключении опыта, эксперимента подводится итог и результат фиксируется в схематичном рисунке.

Известный педагог Я. А. Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и берез, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие свидетельства о вещах». В настоящее время мы являемся свидетелями того, как детское экспериментирование прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, любознательность, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность, инициативность, закладывает навыки учебной деятельности. Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Консультация для воспитателей «Форма работы по оздоравлению детей по ФГОС» Основная задача нашего детского сада подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые знания, навыки, воспитав.

Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов»Консультация для воспитателей «Мирилки» и считалки как форма игровых способов решения детских конфликтов» Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании ребенка. Это возраст первоначального становления его личности. Большое значение.

Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей»Консультация для воспитателей «Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей» Консультация для воспитателей "Танцевальный флэшмоб как новая форма здоровьесбережения детей" Одной из проблем 21 века является гиподинамия.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй»Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельностиРайонное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности»
Опубликовано: 12 августа 2020 в 23:30
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Кузнецова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД