Анастасия Кузнецова
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей.
«Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности».
Детское экспериментирование - это особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
(Н. Поддъяков).
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся различных предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, изучить, открыть – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, а самое главное самовыражаться.
Среди возможных средств развития исследовательской деятельности дошкольников особое внимание уделяется детскому экспериментированию.
Экспериментирование - это деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основываясь на собственных наблюдениях, установленных закономерностях, ответах.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим видом детской деятельности, наравне с игрой. Начинается экспериментирование с раннего возраста, когда ребёнок учится манипулировать с предметами.
В чем же заключается достоинство метода экспериментирования :
• развивается речь ребенка потому, что ему необходимо делиться впечатлениями об увиденном и об установленных закономерностях;
• происходит активизация мыслительных процессов ребенка, обогащается его память, так как возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, классификации, сравнения;
• ребенок получает реальные представления о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыт. Опыты можно проводить в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также в свободной самостоятельной деятельности ребенка и совместно с воспитателем. Опыт - это наблюдение за явлениями природы, которое проводится в специально организованных условиях. Познавательная задача эксперимента должна быть четко сформулирована. В ходе опыта дети учатся высказывать свои предположения о наблюдаемом явлении, а также ищут способ решения познавательной задачи. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребенок.
Для чего нужны опыты и эксперименты?
• Опыты, эксперименты необходимы для решения познавательных задач, поставленных воспитателем, а иногда и самими детьми.
• Опыты, эксперименты нужны для ознакомления детей с живой и неживой природой, а также со свойствами предметов рукотворного мира (стекло, ткань, железо, бумага).
• Опыты, эксперименты могут проходить как кратковременные, так и длительные наблюдения. В них могут быть задействованы как группа детей, так и подгруппа.
Если наблюдение кратковременное, то и обсуждение результатов опыта проходит сразу: дети анализируют условия в которых проходил опыт, сравнивают результаты, делают выводы. Если опыт длительный (например, прорастание семян, то воспитателю необходимо поддерживать интерес детей к наблюдению за происходящими изменениями, напоминать детям о том зачем был поставлен опыт. Руководство воспитателя опытом, экспериментом необходимо для того, чтобы не был потерян интерес у детей, а также необходимо поощрение детей. В заключении опыта, эксперимента подводится итог и результат фиксируется в схематичном рисунке.
Известный педагог Я. А. Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, а из неба и земли, из дубов и берез, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие свидетельства о вещах». В настоящее время мы являемся свидетелями того, как детское экспериментирование прочно занимает свое место в дошкольном образовании. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Это новый, нетрадиционный подход в образовании дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, любознательность, воображение, фантазию, творчество, самостоятельность, инициативность, закладывает навыки учебной деятельности. Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.