Оксана Франковская
Консультация для воспитателей «Цифровые технологий в дошкольном образовании»
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни взрослого и ребенка, начиная с раннего возраста. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. По традиционному обучению в профессиональной деятельности применяются способы, приемы и инструментарии, соответствующие принятым моделям, а инновационные технологии в ДОУ в работе воспитателей направлены на создание и внедрение принципиально новых компонентов, которые помогают качественно изменить образовательные процессы. Они становятся ориентиром и важной частью образовательного процесса. Конечно не секрет что, для современных детей - познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным и привлекательным занятием. Это доступный способ для получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках или на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для родителей это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.
Публикация «Консультация для воспитателей „Цифровые технологий в дошкольном образовании“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
• развитие индивидуальности воспитанников;
• развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
• повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
• стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
• повышение интеллектуального уровня детей;
• развитие креативности и нестандартности мышления.
Здесь воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Какие технологии можно отнести к инновационным для ДОУ?
К таким технологиям относятся: здоровьесберегающие; проектная и исследовательская деятельность; информационно-коммуникационные; «лэпбук»; личностно-ориентированные; игровые; проблемного обучения и т. д. Немного поговорим об этих технологиях.
Технология «лэпбук».
Лэпбук — это интерактивная папка в виде самодельной книжки-раскладушки, в которой могут содержаться элементы в форме дверок, кармашков, конвертов. Создают лэпбук дети совместно с воспитателем. В книжке собирают материал по какой-то конкретной теме. Методика дает возможность дошкольнику ознакомиться с наглядным материалом, сложить и открыть детали по своему желанию.
Технологии проектной и исследовательской деятельности.
Цель: развить и обогатить личный опыт дошкольников методом межличностного взаимодействия при реализации какого-либо проекта, сформировать навыки к исследовательскому типу мышления. Исследования могут проводиться на самые разные темы с активным использованием опытно-экспериментальной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии
С помощью ИКТ педагог решает образовательные и воспитательные задачи. Инновационные технологии в ДОУ помогают строить процессы обучения на основе зрительного (анимация, презентация, слухового и осязательного восприятия. Такие методики используют для занятий с детьми разных возрастных групп.
Личностно-ориентированные инновационные технологии в ДОУ Инновационные личностно-ориентированные технологии направлены на развитие индивидуальности и личных качеств дошкольника. Ориентир делают на умении решать конфликтные ситуации мирным способом, на способность вести диалог, понимать интересы собеседника и реализовывать творческую деятельность. Занятия состоят из игр, обсуждений, театральных сценок. Совместная деятельность детей приучает уважать интересы других и выражать свое личное мнение при обсуждении любых вопросов.
Игровые инновационные технологии в ДОУ
Обучаемые технологии в игровой форме позволяют быстро запомнить новый материал, развить навыки социализации. Игры различаются на интеллектуальные, двигательные, психологические. По характеру педагогического процесса игры подразделяются на: тренировочные; обучающие; познавательные; контролирующие; воспитательные; диагностические; развивающие. По игровой методике есть игры с установленными правилами, а также с правилами, которые устанавливают уже по ходу игры. По содержанию инновационные игровые технологии подразделяются на: математические; музыкальные; логические; логопедические; специальные и т. д. Чтобы инновационная технология работала, педагог должен контролировать деятельность детей, провоцировать их к проявлению самостоятельности и активности.
Инновационные технологии в ДОУ проблемного обучения
Такая технология строится на том, что воспитатель создает определенную проблему и просит детей решить ее самостоятельно. Педагогический прием развивает логическое мышление, помогает искать творческий подход к решению поставленной задачи, учит мыслить самостоятельно.
Внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения не так ли, коллеги? А ещё даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее. Давайте вспомним какие:
• Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет документацию: календарные и перспективные планы, отчеты, мониторинг выполнения программы, диагностику развития детей, готовит материал для оформления родительского уголка. Администрация образовательной организации ведет документацию и оформляет отчеты в электронной форме, отправляет их через электронную почту.
• Методическая работа, повышение квалификации педагога.
Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн конференции, мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование). Конечно важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
• Воспитательно-образовательный процесс.
Занятие с мультимедийной поддержкой; занятие с компьютерной поддержкой; диагностическое занятие; использование в работе с родителями.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Сферум, Viber, WhatsApp и др.
Движения, звук, мультипликация вот что надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Применение новых информационных технологий в практике воспитателя служат целям обогащения познавательной основы личности ребенка, что является важным условием и поддержкой развития его одаренности; является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребенка в современных условиях.