Елена Ивановна Клёсова
Консультация для воспитателей «Чтение художественной литературы в ДОУ — знакомство с удивительным миром книги»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальная проблема современного общества - приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство.
Публикация «Консультация для воспитателей „Чтение художественной литературы в ДОУ — знакомство с удивительным миром книги“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Зачем дошкольникам художественная литература? Главная цель занятий по чтению художественной литературы в детском саду - формирование у дошкольников интереса к чтению.
К сожалению, в последние годы в нашей стране наблюдается кризис детского чтения. Читательский опыт многих поколений показывает, что интерес к книге зарождается в дошкольном возрасте. Это объясняется тем, что дети дошкольного возраста особенно эмоциональны. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем оригинальнее и глубже читатель, тем больше у него творческих способностей, тем выше его интеллектуальный уровень.
Чтение - это окно, через которое ребенок видит и познает мир и самого себя", - писал известный советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский.
Воспитание любви и интереса к книге очень важно, и С. Я. Маршак считает, что главная задача взрослых - открыть в детях талант читателя.
Дети дошкольного возраста - не читатели, а слушатели. Романы им приносят воспитатели и родители. Прививать детям любовь к книге нужно не только в детских садах, но и дома, в семье. Хорошая книга - это воспитатель, учитель и друг. Чтение развивает воображение, память, улучшает концентрацию внимания и увеличивает словарный запас. Литература расширяет знания детей о мире, помогает им усвоить модели поведения, воплощенные в определенных литературных персонажах, и способствует формированию раннего представления о красоте. Однако в ритме современной компьютеризированной жизни мы забыли о художественных ценностях и русских традициях. Наши дети мало интересуются классикой, забывают, а иногда и просто не знают русские народные сказки и известные сказки зарубежных авторов. Их любимые герои сегодняшнего дня - Барби, Бэтмен, Робот, Винкс и т. д. Это очень печально, хотя герои сказок не только помогают нам в чем-то, но и учат нас жить, дружить, доброте, сочувствию, не бояться трудностей и всегда двигаться вперед к своей цели. Знакомясь с образом жизни героев, дети впитывают их духовный опыт, который становится их собственным и влияет на их поведение и поступки.
Основная цель ознакомления дошкольников с художественной литературой - развитие у них интереса и любви к книге, желания общаться с книгой, умения слышать и понимать тексты - все это является основой для воспитания будущих взрослых одаренных читателей и литературных грамотеев. Сегодня, когда дети только начинают постигать основы художественной литературы, мы должны помочь им развить любовь к книгам. В этом возрасте особенно важно обсуждать с детьми прочитанные книги и вместе решать проблемные ситуации. Читайте книгу вместе с ребенком, рассматривайте картинки, замечайте забавные несоответствия и задавайте вопросы.
Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление.
Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, почитанная в зрелом возрасте.
Читая вместе, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, необходимо читать детям книжки с самого маленького возраста
Знакомить ребенка с детской литературой желательно ежедневно в свободной форме, хотя бы 30 минут в день. Ведь книга непроизвольно объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает эмоции ребенка, дает прекрасные образы русского литературного языка.
С ранних лет надо учить малыша относиться к книге, как к величайшей ценности, правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке, запоминать название, автора.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух.
Десять «почему» детям необходимо читать книжки.
1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
8. Книги – хорошие помощники в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.