Елена Олеговна Мананкова
Консультация для воспитателей на тему «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
«Воспитывает, но не родитель
Обучает, но не учитель
Учится, но не ученик
Играет, но не ребенок»
План:
1. Что такое загадка.
2. Виды и темы загадок.
3. Роль загадки в развитии детей.
4. Роль загадки в воспитании детей.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему „Влияние загадок на развитие и воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Загадки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Слово «загадка» образовано от слова «гадать» которое обозначает «думать», «размышлять». Загадка – это вид народного или авторского творчества в котором один предмет изображается через другой, имеющий с ним какое – нибудь хотя бы отдаленное сходство. На основе которого нужно отгадать задуманный предмет. Загадка настоящее высокое творчество доступное детям дошкольного возраста.
Существует несколько видов загадок. В зависимости от того как загадки составлены, их можно разделить на:
Прямые загадки
Рифмованные загадки
Загадки – обманки
Загадки на смекалку
Загадки – шарады
Метаграммы
Логорифы
А теперь по подробнее о каждом виде загадок :
И так самый первый и самый простой вид загадок – он так и называется «простые загадки». Простые загадки – это загадки в которых с помощью иносказаний, прямых или косвенных черт описывается заданный предмет или явление. (Пример – Хозяин леса неуклюжий наступает всем на уши - медведь)
Второй вид – это загадки рифмовки. Отгадывать такие загадки намного легче чем завуалированные народные (простые загадки). Ведь достаточно внимательно послушать рифму и нужное слово само просится на язычок. (Пример - Ты весь мир обогреваешь ты усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все …солнце)
Третий вид – загадки-обманки. Они тоже рифмуются, но вот только отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. (Пример – кто грызет на ветке шишку, ну конечно это…белка)
Загадки на смекалку – это особый вид загадок, в решении которых не помогут ни жизненный опыт, ни знания, ни рассуждения. Что бы найти ответ нужно просто догадаться. (Пример - Может ли страус назвать себя птицей. Ответ: нет-страусы не разговаривают.)
Шарада – это загадка, составленная в стихах. В ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из частей представляет собой самостоятельное слово, обычно односложное. (Пример – Первое слово над чайником тает, второе у папы растет над губой. А целое ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.)
Метаграммы – это слова, отличающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. (Пример - Я живу в дупле в лесу, грызть орешки я люблю. Если сменишь «Е» на «У», я твой голод утолю. «Белка-булка»)
Логориф – это такая загадка по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания одной буквы или слога. (Пример - Вдоль по проволоке мчусь ночи я и дни, а с конца меня прочтут – тигру я сродни. «ток-кот»)
Однако существует и еще одна классификация загадок. По которой все загадки делятся на 3 вида – это загадки – иносказания, загадки – описания, загадки – вопросы. Приведу пример: «Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает тот слёзы проливает». «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». «Кто на себе свой домик носит?».
Ушинский в книге “Родное слово” говорил, что загадка “доставляет уму ребенка полезное упражнение”. Загадка является одним из средств всестороннего развития ребенка. И в силах воспитателя сделать загадки не просто забавой, а весёлым, но вполне серьезным занятием. Загадки содержат в себе информацию основываясь на которую ребенок должен ответить на задуманный вопрос. Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу. И отгадать загадку значит совершить сложнейшую логическую операцию. Использование загадок в работе с детьми побуждает ребенка думать, логически мыслить, а это и есть основа развития мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Загадывание и отгадывание загадок увлекательный процесс который способствует активному развитию речи детей. Обогащает и активизирует словарь, развивает наблюдательность и сообразительность ребенка. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные способности. В работе с детьми по отгадыванию загадок необходимо выполнять некоторые методические рекомендации:
Перед загадыванием загадок необходимо с детьми изучить как можно больше признаков загадываемого объекта. Так, например, если дети не знают основных признаков моркови и где она растет, они не смогут отгадать про нее загадку.
Загадки должны соответствовать возрасту и развитию детей и должны быть доступны для восприятия.
Очень важно, чтобы дети не механически запоминали отгадки, а понимали логическую цепочку отгадки. Для этого воспитателю необходимо побудить детей к рассуждению. Вспомнить основные признаки, характеристики загаданного предмета.
Воспитателю необходимо систематически проводить работу по развитию монологической речи и навыков доказательной речи что развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Современного ребенка трудно чем-то удивить, вот тут то и может пригодиться загадка. От воображения и организации воспитателя зависит насколько увлекательным будет процесс отгадывания загадок. Важно организовать занятие так что бы ребенку было не скучно, а интересно. Ведь всем известно: чем ребенку интереснее, тем больше предоставленной информации он усвоит.
Работа по разгадыванию загадок может проводиться как в группе с коллективом детей, так и дома с родителями. Так, например, в группе можно проводить классическое занятие с использованием загадок. Развивая тем самым логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, слуховое восприятие. А можно привлечь детей к театрализованному изображению загадок. Так называемые «Загадки без слов». На таком занятии дети сами с помощью мимики, жестов, движений должны загадать загадку. В этом случае развивается не только все перечисленные ранее навыки, но и задатки театрализованной деятельности. Проводя этюды по обыгрыванию загадки развиваются такие психические качества как: воображение, восприятие, внимание, мышление, а также исполнительские навыки. Еще как вариант работы с загадками можно использовать художественное творчество. Разгадав загадку дети должны не сказать отгадку, а нарисовать (или слепить) её. В этом случае наряду с мыслительной деятельностью развивается еще и творческие способности детей.
Наряду с коллективной работой в детском саду очень полезной для детей будет, и работа по составлению загадок с родителями дома. Так, например, имея простейший алгоритм составления загадок каждый родитель может составить вместе со своим ребенком простейшую загадку. Составление загадок с родителями дома развивает на ряду с вышеперечисленными навыками и партнерские отношения, улучшает детско-родительские отношения.
Таким образом загадка является не только элементом русского фольклора, но и важнейшим средством всестороннего развития личностных качеств ребенка.