Ирина Кашицина
Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности.
Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняют М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др следующими причинами:
Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Песенным началом российской музыкальной культуры : все народные праздники, обряды, церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства.
-Общедоступностью – так, как певческий голос сравним музыкальным инструментом, который от природы обладает каждый человек от рождения.
- Адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства их деятельностной природой.
Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире, так, как коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей. Именно хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественный музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей деятельности, обогащению переживанию ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка : обогащаются его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение выражает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. А. Н. Зимина, О. П. Радынова и другие специалисты выделяют следующие задачи обучения пению детей дошкольного возраста.
1. Воспитывать основы певческой и обще-музыкальной культуры : формировать эстетические эмоции и интересы с одной стороны и вокально- хоровые умения и навыки с другой.
2. Развивать музыкальные способности, прежде всего различение интонационного точного пения звуков по высоте, длительностей, слушание себя при пении и исправлении своих ошибок.
3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности.
По мнению психологов и педагогов Т. Бабаджан, А. Зимина, В. Петрова и других певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Уже к трем годам дети воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки.
Характеристика певческой деятельности и ее воспитательное значение. Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и полют с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста, она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной и занимательной форме, углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств ребенка. Народные песни, песни классиков и русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Пение развивает у детей его музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего это – живое непосредственное общение исполнения с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношения к музыке, к окружающей действительности. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Дети воспринимая характер песни в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.
С одной стороны в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, которые отражены в песнях. Совместное пение развивает чувство коллективизма. Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к знаниям в школе, где пение является одним из учебных курсов. На ряду с общими задачами, которые состоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия). Педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:
1. Обучать детей певческим умениям.
2. Выучить песни указанные в программе.
3. Развивать детский голос.
С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. Перед музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Например в младшем дошкольном возрасте дети разучивают русские народные песни, такие, как «Ладушки», «Петушок», «Андрей воробей» русские народные прибаутки и другие песенки. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Это песни композиторов: Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова.
Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития детей. Эстетическое воспитание направленно на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. А также замечать хорошее и плохое, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического восприятия является музыка, каковы же основные признаки общей музыкальности?
Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.
Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, произвольно слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например: дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев, припев песни, отмечают выразительность контрастных художественных образов.
Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню ребенок по – своему представляет художественный образ. И по передает его в пении.
С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух. В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус и улучшает работоспособность организма. Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнутся на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность. Усвоение материала во многом зависит от природных способностей детей, уровня общего развития, поэтому очень важен индивидуальный подход. Преемственность в воспитании и обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие музыкальных способностей ребенка в певческой деятельности. Необходимо, чтобы педагоги научились видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средних группах детского сада. Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами: Пение для развития музыкального восприятия :
- Слушание песен, не предназначенных для пения;
- Слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;
- Пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).
- Исполнение песен, пение с сопровождением и без него.
- Пение с собственным сопровождением на музыкальных инструментах.
Песенное творчество (сочинение мелодий к заданным текстам).
Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем: Развивать музыкальные способности; Эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки). Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.
Таким образом певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, дыхания, укрепление голосового аппарата. В процессе освоения пения развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Пение является важнейшим средством музыкального восприятия и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.