Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста»

Ирина Кашицина
Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические исследования проблемы развития музыкальных способностей детей в процессе певческой деятельности.

Традиционно в отечественной системе музыкального воспитания певческая деятельность занимает ведущее место. Это объясняют М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова и др следующими причинами:

Публикация «Консультация для воспитателей „Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста“» размещена в разделах

- Песенным началом российской музыкальной культуры : все народные праздники, обряды, церковные богослужения сопровождались пением. Поэтому пение самый массовый вид народного исполнительства.

-Общедоступностью – так, как певческий голос сравним музыкальным инструментом, который от природы обладает каждый человек от рождения.

- Адекватностью пения психолого-возрастным особенностям детей и в частности их стремлению к активным формам освоения искусства их деятельностной природой.

Значимостью воспитания чувств человеческой общности в современном мире, так, как коллективное пение обладает большими возможностями сближения людей. Именно хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Пение не только развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественный музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей деятельности, обогащению переживанию ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка : обогащаются его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой стороны – пение выражает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки. В области психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. А. Н. Зимина, О. П. Радынова и другие специалисты выделяют следующие задачи обучения пению детей дошкольного возраста.

1. Воспитывать основы певческой и обще-музыкальной культуры : формировать эстетические эмоции и интересы с одной стороны и вокально- хоровые умения и навыки с другой.

2. Развивать музыкальные способности, прежде всего различение интонационного точного пения звуков по высоте, длительностей, слушание себя при пении и исправлении своих ошибок.

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности.

По мнению психологов и педагогов Т. Бабаджан, А. Зимина, В. Петрова и других певческая деятельность возникает у ребенка в раннем возрасте. Уже к трем годам дети воспроизводят ритмический рисунок песни, могут узнать и назвать песню, рассказать о ее содержании, характере музыки.

Характеристика певческой деятельности и ее воспитательное значение. Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Благодаря тексту, песня более доступна детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Дети любят петь и полют с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умение искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста, она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной и занимательной форме, углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств ребенка. Народные песни, песни классиков и русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Пение развивает у детей его музыкальные способности, музыкальный слух, чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего это – живое непосредственное общение исполнения с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношения к музыке, к окружающей действительности. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так, как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Дети воспринимая характер песни в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах.

С одной стороны в песнях передано определенное содержание, отношение к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроение, которые отражены в песнях. Совместное пение развивает чувство коллективизма. Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к знаниям в школе, где пение является одним из учебных курсов. На ряду с общими задачами, которые состоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия). Педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

1. Обучать детей певческим умениям.

2. Выучить песни указанные в программе.

3. Развивать детский голос.

С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. Перед музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Например в младшем дошкольном возрасте дети разучивают русские народные песни, такие, как «Ладушки», «Петушок», «Андрей воробей» русские народные прибаутки и другие песенки. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Это песни композиторов: Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова.

Приобщение детей к современной песне имеет большое значение для их умственного и нравственного развития детей. Эстетическое воспитание направленно на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. А также замечать хорошее и плохое, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического восприятия является музыка, каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение песни, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ песни.

Второй признак музыкальности - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления, произвольно слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например: дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, при разучивании мелодии песни различают простейшую структуру музыкального произведения (запев, припев песни, отмечают выразительность контрастных художественных образов.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к песне. Исполняя песню ребенок по – своему представляет художественный образ. И по передает его в пении.

С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух. В определенной степени песня влияет и на физическое развитие детей. Пение увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус и улучшает работоспособность организма. Занятия певческой деятельностью способствуют общему развитию личности ребенка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнутся на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность. Усвоение материала во многом зависит от природных способностей детей, уровня общего развития, поэтому очень важен индивидуальный подход. Преемственность в воспитании и обучении дает возможность обеспечить последовательное развитие музыкальных способностей ребенка в певческой деятельности. Необходимо, чтобы педагоги научились видеть ближнюю и дальнюю перспективу с учетом последовательности и постепенности усложнения заданий в разучивании каждой песни в младшей и средних группах детского сада. Певческая деятельность в ДОУ представлена следующими видами: Пение для развития музыкального восприятия :

- Слушание песен, не предназначенных для пения;

- Слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

- Пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

- Исполнение песен, пение с сопровождением и без него.

- Пение с собственным сопровождением на музыкальных инструментах.

Песенное творчество (сочинение мелодий к заданным текстам).

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем: Развивать музыкальные способности; Эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховое представления, чувство ритма). Формировать основы певческой и обще музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки). Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей.

Таким образом певческая деятельность – это яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, дыхания, укрепление голосового аппарата. В процессе освоения пения развиваются основные музыкальные способности ребенка : эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Пение является важнейшим средством музыкального восприятия и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей второй младшей группы «Влияние сказок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» учитель-логопед Проскурина О. Н., педагог-психолог Гришко Е. А., воспитатель 2-ой младшей группы Яшина И. А Воспитатель: Сказка учит жить.

Консультация для родителей «Развитие речевых способностей на музыкальных занятиях» Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ Особое внимание следует обратить на возможность использования.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной.

Консультация для родителей «Влияние пения на здоровье человека» Консультация для родителей"Влияние пения на здоровье человека" Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего возраста через ознакомление с устным народным творчеством» Развитие ребенка в ранний период жизни зависит от взрослых. Замечательно, если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добр.

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.

План по самообразованию «Влияние классической музыки на развитие музыкальных способностей детей» План индивидуального профессионального самообразования Овчинниковой Е. Г. на 2017-2018 учебный год. Работа начата 01.09.2017 г. Предполагается.

Проект «Влияние сенсорного воспитания на развитие способностей детей младшего дошкольного возраста» Продолжительность проекта: сентябрь – май. Тип проекта: познавательно – игровой. Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели,.

Консультация «Влияние музыки на всестороннее развитие ребенка, а также развитие его музыкальных способностей в семье» Знакомство с музыкой — один из этапов эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через.

Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста "Влияние пения на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста Круглый стол для родителей. Музыкальный руководитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 09:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Влияние пения на развитие музыкальных способностей детей младшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кашицина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД