Кочеткова Светлана Сергеевна
Коммуникативно-личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что тема «Коммуникативно - личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» в настоящее время является особо актуальной, так как человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить.
Публикация «Коммуникативно-личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сейчас коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять детям и взрослым общение и игровую деятельность. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.
У детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Так же наблюдаются робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.
Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.
Сейчас многие педагоги задаются вопросом: Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому что малыши учатся вместе с героями спектаклей переживать всю гамму эмоций, которая существует в реальной жизни. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребёнок пропускает через себя все чувства, эмоции, проживает жизнь героя, оценивает его поведение и отношение к окружающим. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет оказывать влияние на развитие детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, малыш принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу.
Игровая деятельность доставляет ребенку немало счастливых мгновений, привлекает яркостью, динамикой, так как в ее арсенале – замечательные выразительные средства; интересные персонажи, красочное оформление, музыка и т. д. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка, но эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют желание творить и радость от процесса творчества. Дети впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, сопереживают театральному герою. Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе, создает соответствующий эмоциональный настрой, поэтому очень важно в детском коллективе создать атмосферу доверия и доброжелательности, уважительного отношения к себе и друг к другу.
Театральная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей :
1. Знакомство с окружающим миром.
2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
3. Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
5. Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).
6. Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).
7. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
8. Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
9. Совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.
Выделяются следующие виды мотиваций в театрализованной игре :
Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
Прагматической (усиление внимания детей к данному виду деятельности развитие познавательного интереса).
Особое внимание мы уделяем созданию условий для игровой деятельности, как необходимому условию развития психических процессов и личности в целом. Так же изучаем индивидуальные особенности каждого воспитанника, определяем уровень сформированности эмоциональной сферы. Очень важно не только научить детей чему - то, но и создать им условия для формирования нормального мироощущения. Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития ребенка, может быть создан в процессе игры-драматизации и театрализованных игр. Известно, что ребенок, входя в определенный образ, становится раскованнее, увереннее и говорит свободнее. Благодаря совместной деятельности у малышей возникают дружеские привязанности, они учатся согласовывать свои действия с действиями других детей.
Вся театрализованная деятельность в нашей группе организована так, что она способствует развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствуются речевые навыки, повышается эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.
В группе оформлены центры для театрализованных представлений, спектаклей.
Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф, атрибуты и декорации. Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.
Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проводится нами через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.
Всю работу систематизируем таким образом, чтобы каждый раз стимулировать двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.
Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
В процессе работ над инсценировками отрабатываются навыки правильной, выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Более того, дети имеют возможность вносить изменения в сюжет той или иной постановки, придумывают новый конец, или новое начало произведению; таким образом, становятся сопричастными творческому процессу. В подготовке и изготовлении соответствующих атрибутов для персонажей, инсценировок они так же принимают активное участие. При этом мы наблюдаем постоянное речевое общение детей.
При распределении ролей учитывается возможная речевая нагрузка для каждого ребенка. Для не говорящих подбирается роль, где больше звукоподражания и имитационных выразительных движений. Важно предоставить возможность плохо говорящему, а иногда и совсем не говорящему ребенку выступить наравне с другими.
Одной из возможностей познакомить детей с театральным искусством является проведение праздников, в основе которых – игра- драматизация по мотивам авторской или народной сказки. Проведение праздника в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большой роли, кто-то - в совсем крошечной. Вместе с детьми участвуют и взрослые- воспитатели, родители.
Дети не только приобретают знания, умения, навыки, развивают творческие способности, у них расширяется круг общения, взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры. Игра связывает между собой детей, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если дети начинают доверять нам, взрослым, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Работу ведем по этапам:
1. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Дети на этом этапе являются зрителями. Ведущая роль принадлежит воспитателю. Речь воспитателя является образцом для подражания. Особое внимание уделяется анализу поступков героев, уточняются знания о предметах, явлениях, их назначении, характеристикам героев. Дети отображают все это в художественной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации, идет закрепление знаний в дидактических играх, настольно-печатных (разрезные картинки по сказкам, д/и «Угадай сказку», «Путешествие по сказкам» и т. д.)
В следующем этапе активность детей возрастает. Организуем различные упражнения-этюды по психогимнастике, речевые упражнения, пальчиковые игры, хороводные игры с музыкальным сопровождением. При организации игр используем фланелеграф, настольный театр, театр кукол, пальчиковый театр, разыгрываем сценки с куклами би-ба-бо.
От игры к игре активность детей нарастает, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительности.
Все дети любят спектакли. Им нравятся не только смотреть представление, а и самим быть артистами.
С каким бы удовольствием малыш не только слушал, но и изображал в игре-спектакле Красную Шапочку и Кота в сапогах, милую Золушку и Лису Патрикеевну.
Не только педагоги, но и родители могут помочь ребенку изготовить маски, кукол-актеров и разыграть сказку по ролям. Для этой цели можно использовать игрушки-самоделки (изготовленные из самого доступного материала – листа бумаги.) Взрослые во время показа могут выделить отдельные фразы, замедлить или ускорить подачу текста; внимание ребенка сосредоточено на том, что происходит на сцене (столе). Начинать лучше с маленьких сценок или маленькой сказки, постепенно усложняя репертуар.
Совокупный анализ современных исследований, а так же опыт работы, дает возможность на практике увидеть положительные стороны влияния театрализованной игры на развитие дошкольника.
В результате нашей работы можно сделать выводы:
1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоцианально-волевая сфера.
2. Дети стали осознавать свой успех, значимость своей деятельности, знают, что такое хорошо, что такое плохо, происходит коррекция поведения.
3. Совершенствуется моторика, координация движений.
4. Развивается чувство коллективизма.
5. Участие в играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей. Хочется отметить, что важна заинтересованность в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Список литературы:
1. Акулова О. Театрализованные игры. Дошкольное воспитание, 2005. -№ 4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание, 2005,. -№ 10.
4. Зверева О. Л. Игра-драматизация. Воспитание детей в игре. - М., 1994.
4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
5. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. Дошкольное воспитание. - 1990. - №7.
6. Мазепина Т. Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Ростов-на-Дону, 2002.
7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.
8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. Дошкольное воспитание. - 1989. - №1
9. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст : формирование доброжелательных отношений. Дошкольное воспитание, 2003, № 9.
10. Юдина Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада. Дошкольное воспитание № 9, 1999
11. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. Ребенок в детском саду. - 2001