Ирина Красильщикова
Социально-личностное развитие детей через игры
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на педагогическую тематику.
Статья. "Социально – личностное развитие детей через игры"
Автор: Красильщикова Ирина Юрьевна, воспитатель БДОУ г. Омска "Детский сад №244 комбинированного вида"
Описание: Данная статья будет полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям младших классов.
Цель: развитие навыков общения детей через игры.
Публикация «Социально-личностное развитие детей через игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию. Проблема социализации занимает всю жизнь, но основа социального развития закладывается именно в период детства. Детский сад – начало социальной жизни ребёнка. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу общество испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т. п. Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Главная задача педагога состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, наиболее эффективные методы и приёмы для получения детьми социальных навыков.
Основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет Игра. Игра является наиболее эффективным средством укрепления уверенности ребёнка в себе, понимании им своих личностных особенностей и возможностей в общении со сверстниками. Решение задач социального развития ребёнка в сюжетно- ролевой игре предполагает тесное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Родители могут знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, взаимоотношениями людей. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры детей, так как до 7 лет игра остается ведущей деятельностью детей. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Игра даёт возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат. Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка педагогам необходимо использовать коммуникативные игры по типу «Утро добрых встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, настраиваются на добрые события дня. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим людям работа педагога с воспитанником реализуется через :
дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям (“Народы мира”, “У кого какой дом”, подбери картинку). Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют дидактические игры природоведческого содержания. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют: специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций “Облако настроения”, “Зеркало” и т. п., а также игры – драматизации, театрализованные игры. Для развития социальных навыков у детей работа педагогов строится через : проведение дидактических игр (выбери что правильно, а что неправильно, игр - тренингов “Спасаем друзей”, специальных игр на общение “Связующая нить”, “Скульпторы”.
Важную роль в социально – личностном развитии воспитанников играют подвижные игры, которые являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Целью всех данных игр является то, что дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим. Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в обществе людей.