Юлия Федотова
Конспект НОД по национально-региональному компоненту «Мой город — Пласт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по национально-региональному компоненту
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10» г. Пласта
457020, Челябинская обл., г. Пласт, ул. Титова, 5 А
Тел. : 8(35160)21812, e-mail : mkdouv10svetlyachok@mail.ru
Конспект непрерывной образовательной деятельности
в подготовительной логопедической группе
«Мой город - Пласт»
Составила:
Учитель-логопед
Федотова Ю. В.
Публикация «Конспект НОД по национально-региональному компоненту „Мой город — Пласт“» размещена в разделах
Цель: воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, к своей малой родине и развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в изучении истории родного края.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о родном городе, его истории, достопримечательностях, улицах города.
2. Расширить словарный запас детей:
- Предмет: площадь, улица, герб, памятник, монумент, бассейн, достопримечательность, церковь, мечеть, библиотека, стадион, спортзал, завод, фабрика;
- Признаки: красивый, большой, широкая, узкая, кирпичный, панельный, зеленый, высокий;
- Действия: любоваться, беречь, любить, заботиться, изучать, работать, ухаживать, строить, помнить, гулять.
3. Совершенствовать грамматический строй речи:
- формировать умение правильно строить предложение;
- отвечать полным предложением;
- согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать диалогическую речь;
2. Слуховое и зрительное внимание;
3. Учить думать, размышлять и рассуждать на заданную тему.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному городу, его жителям, желание заботиться о городе, поддерживать чистоту и порядок;
2. Воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа.
1. Целевые прогулки по близлежащим улицам, по парку, к монументам.
2. Беседы о названиях улиц.
3. Беседы о профессиях родителей.
4. Рассматривание фотографий «Улицы родного города», «Памятники родного города», «Достопримечательности Пласта. Обсуждение.
5. Беседа о домашних адресах.
6. Игра «Путешествие по родному городу».
7. Игра «Узнай, где я нахожусь»
8. Чтение и разучивание стихов, пословиц.
Оборудование.
Слайды с фотографиями города Пласта, с достопримечательностями и памятниками, стихотворения и рассказы о городе Пласте, символика города, карта, мяч, ваза с цветами.
Ход НОД:
«Малая родина все равно большая, ведь она единственная» Ж. Ренар.
1.-Ребята, скажите мне, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Мы с вами живем в большой и прекрасной стране, которая называется - Россия. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом.
Мы гордимся нашей великой Россией, ее разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности - трудолюбивыми и талантливыми людьми, ее населяющими.
Но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Ребята, а как называется край, в котором мы живём? (Южный Урал).
Для кого-то малая родина - небольшой поселок или деревушка, для других - городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Моя малая родина… у каждого человека она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Дети читают стихи.
Родина - для всех одна,
Но поспрашивай в народе,
И откроется она
Сразу тысячами родин.
Тех, что с буквы прописной
Высоко не величаем,
А сторонкою родной,
Отчим краем называем.
-Как называется наш город? (Пласт)
-Если вы родились и живете в городе Пласте - значит это и есть ваша малая родина. Как называются жители Пласта? (пластовчане).
Дети читают стихи:
Ирина Новакова
Из маленьких селений на Урале,
Где добывали золото в поту,
Образовался город – Пласт назвали.
Он воплотил старателей мечту
О жизни, обеспеченной, счастливой,
Чтобы в домах уютно и тепло…
Народ здесь оседал трудолюбивый,
Хоть многих уже время унесло.
Но продолжают жить их дети, внуки…
Спускаются под землю за рудой,
Дома возводят золотые руки,
В мечтах летят за яркою звездой.
За семьдесят пять лет преобразился,
На золотом пласту расцвёл наш Пласт.
Приезжим город тоже полюбился…
Ведь не иссяк здесь доброты запас.
Здесь всех с улыбкой, радостно встречают…
Гостеприимный в городе народ!
А пироги пекут какие – к чаю!
А в праздник – песни, танцы, хоровод!
Люблю я этот город, незаметный
Среди высоких сосен, средь берёз!
Он в трудные минуты дарит свет мне,
И душу согревает в злой мороз!
2. Д/и. «Букет красивых слов».
-Ребята, давайте соберем букет красивых слов. Каждый из вас говорит по одному красивому слову о нашем городе и ставит свой цветок в вазу.
(Молодежный, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зимний, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, промышленный, доброжелательный, гостеприимный, уральский)
-Вот какой букет красивых слов мы собрали.
3.-Ребята, давайте сейчас с вами совершим
экскурсию по нашему городу Пласту. Я буду вашим экскурсоводом или по - другому, можно, сказать гидом в этом путешествии, а вы, надеюсь, будете мне помогать. А сейчас - в путь!
-Как можно приехать в наш город? (Рассказы детей об автовокзале, показ слайдов).
- Ребята, а кто знает, как образовался наш город? (Ответы детей).
-Наш город основан на месте нескольких шахтерских поселков, где с 1845 года добывалось золото. С годами поселки слились в единый населённый пункт, который в 1919 - 1931 годах носил название Екатеринбургский сельсовет, а в 1931 году был переименован в посёлок Пласт. (Показ слайдов). Теперь наш город славится своими промышленными предприятиями. В Пласте живут замечательные люди, все они большие труженики. Расскажите, где работают ваши родители. (Рассказы детей о том, где и кем работают их родители).
Показ слайдов с символикой нашего города.
- Что это за рисунок? (Это - герб нашего города Пласт.)
- Что изображено на гербе? Что это обозначает? (Герб—символ города).
- Ребята, а какие улицы города Пласта вы знаете? ( Улицы: Ленина, Строителей, Золотодобытчиков, Титова, Черняховского, Степана Разина, Губина и т. д.).
- Как называется главная улица нашего города? (Улица Октябрьская).
Улицам дают имена замечательных людей - храбрых героев, знаменитых ученых. Называют улицы и в честь важных событий. В честь кого или чего они названы? Как называется улица, на которой расположен ваш дом?
(Предложить детям назвать как можно больше знакомых улиц)
-На какой улице расположен наш детский садик? - (улица Титова)
4. Динамическая пауза «Почтальон Печкин принес вам письмо».
- У каждого человека есть свой дом, где живут близкие родственники, семья. Часть твоей малой родины - твоя семья. Это самые близкие люди: мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. В дружной семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают. У русского человека три имени. Первое - свое собственное. Второе - имя отца или отчество. Третье - имя рода, семьи, в которой он родился, это третье имя называется фамилией.
Дети становятся в круг, логопед поочередно бросает им мяч с предложением составить короткое сообщение своего домашнего адреса, а также своей фамилия, своего имени и отчества.
В подарок дети получают открытки, адресованные им.
-А наша экскурсия продолжается.
5. Памятники.
-В нашем городе много интересных мест, которые называются - достопримечательности. Какие достопримечательности Пласта вы знаете? (Ответы детей - Вечный огонь, монумент Трёх поколений, памятник погибшим в горячих точках, памятник пограничникам, десантникам, погибшим шахтёрам, старателю, учителю и др.). Показ слайдов.
-Вечный огонь горит как символ славы героям - победителям. Именно сюда несут люди букеты цветов, чтобы почтить память погибших в годы войны.
Дети читают стихи :
Имя твое неизвестно солдат!
Был ты отец или сын, или брат.
Звали тебя Иван и Василий,
Жизнь ты отдал за спасенье России!
Нами твой подвиг, солдат не забыт-
Вечный огонь на могиле горит.
-Памятник, погибшим воинам: «Никто не забыт и ничто не забыто» - яркая надпись на камне гранита.
-В нашем городе есть Свято-Никольский храм и Махаля-Мечеть.
-После трудовой недели, после хорошей работы надо хорошо отдохнуть. А где могут отдохнуть пластовчане?
Отгадайте загадку:
Что за дом, музыку услышишь в нем,
Пенье, танцы, игры, смех - удовольствие для всех.
(Дворец культуры)
Показ слайдов с изображением Дворца культуры, детской школы искусств, центра развития творчества детей и юношества, музея, библиотеки.
-Дружат наши горожане со спортом. Какие вы знаете спортивные сооружения в нашем городе? (Ответы детей).
Показ слайдов с изображением детско-юношеской спортивной школы, ФОКа, бассейна «Аквамарин», стадиона.
Показ слайдов с видами домов города. (Дети должны сказать, что это за здание)
Дома бывают разные
Высокие и низкие
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилье-
Красивые такие-
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
6. Динамическая пауза: Развитие мелкой моторики и чувства ритма.
Это улица моя, (Левая рука перед грудью, ладонью вверх. Указательным и средним пальцами правой руки «бежать» по раскрытой ладони).
Здесь высокие дома, (Ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх).
Детский садик мой и школа – (Изобразить пальцами «домик»; затем ладони опустить параллельно на уровне груди, локти развести в стороны,
соединить руки, соприкасаясь средними пальцами)
Там учиться буду я. (Согнув локти, поднять правую руку вверх. Левую руку согнуть и приложить ладонью вниз к правому локтю).
7. Дидактическое упражнение "Назови ласково ".
Улица - улочка, адрес - адресок,
Город - городок, дом – домик,
Магазин - магазинчик, сад - садик,
Мост - мостик, дерево - деревце,
Сквер - скверик, мама - мамочка,
Двор - дворик, папа - папочка.
8.-О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц. Какие вы знаете? (Ответы детей) :
«Всякому мила своя сторона».
«Русский человек без родины не живет».
«Родная сторона - мать родная, чужая сторона - мачеха».
«Малая родина - милая родина».
«Каждому свой край сладок».
«На родной стороне и камешек знаком».
«Родина краше солнца, дороже золота».
«Родная землица и во сне снится».
«Своя земля и в горсти мила».
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Всякая птица свое гнездо любит».
«Где кто родился, там и пригодился».
9.-Дорогие ребята! Вы хорошо знаете наш любимый город Пласт и по – праву можете называться юными пластовчанами. Я хочу наградить всех вас эмблемами «Юный пластовчанин». Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Любите свой город, ухаживайте за ним: не сорите, высаживайте цветы, саженцы деревьев.
Дети читают стихи:
Я люблю свой милый город.
Здесь родился, здесь живу.
Я люблю свой милый дворик,
Где с ребятами дружу.
Желаем городу расти и развиваться.
А горожанам жить и наслаждаться.
Любимый город шлем тебе привет,
Желаем благоденствия тебе на много лет!
10. Домашнее задание.
- Нужно нарисовать картину о вашем любимом уголке в городе или картину о том, как вы бережёте природу нашего города Пласт.