Елена Васильевна Рубина
Консультация для воспитателей «Использование фольклора в развитии дошкольников посредством театрализованной деятельности»
«Использование фольклора в развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Старший воспитатель : Рубина Е. В.
Цель: расширение знаний педагогов о влиянии фольклора на развитие дошкольников через театральную деятельность.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование фольклора в развитии дошкольников посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Приобщении детей с помощью фольклора к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитии личности, решают задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.
Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть.
Жанры детского фольклора, используемые в работе : колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры. Фольклор любого народа необычайно богат и многообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, сговорки, считалки, дразнилки, зазывалки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, народные игры, игрушки, былины, песни, сказки). Детский фольклор используется : в период адаптации; в режимных моментах; на прогулке; в непосредственно образовательной деятельности : в игре; в свободной и театрализованной деятельности.
Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Ведь ребенок, во время театрализованного действа, чувствует себя более раскованно, свободно, естественно, что позволяет эффективнее усваивать познавательную информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и учиться жить в этом мире, строить свои отношения.
Этапы организации театрализованной игры.
1. Художественное восприятие литературных и фольклорных произведений.
2. Освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»).
3. Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры включены в различные виды деятельности в течение дня. Так как они всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.
Группы театрализованных игр.
- игры – драматизации;
- режиссерские игры.
В играх-драматизациях – ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист» и «режиссер» управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет, он пользуется различными средствами выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием используемых театров.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Взаимодействие с семьей.
Особое внимание необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они участвуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов, они вместе с детьми, читают книги, просматривают видеофильмы, рекомендуемые воспитателем, делятся с детьми своими впечатлениями.
Заканчивая, я хочу подчеркнуть, что на основе театрализованной игры можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей-дошкольников. Целенаправленное и систематическое использование фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие, помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.