Елена Анатольевна Балашова
Консультация для учителей ТМНР, учителей-дефектологов, психологов «Изотерапия в работе с детьми с ТМНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия в работе с детьми с ТМНР
Изотерапия является одним из эффективных видов арт-терапии в работе с детьми с ТМНР. Этот вид терапии простой и эффективный способ психологической помощи, который основывается на игре и в творчестве.
Темочки:
- Арт-терапия. Консультации
- Изотерапия в детском саду
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Психология. Работа психолога
- Работа дефектолога
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Л. С. Выготский в своих работах отмечал особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений у детей с проблемами в различных видах искусства.
Художественная деятельность дает возможность ребенку с ТМНР проявить свою индивидуальность, выразить себя творчески. Изотерапия дает новые возможности для развития детей с различными нарушениями развития. С помощью изотерапии ребенок приобщается к миру искусства, ему легче познавать и ощущать себя в этом мире. Он выражает себя и свои желания через предметы искусства.
Главной целью изотерапии является не создание объекта искусства, а работа с внутренним миром человека, его эмоциональным состоянием, душевными переживаниями, изучения себя и окружающего мира. Данный вид терапии фокусируется не на конечном результате, а на его процессе. В изотерапии нет понятия так, или не так выполнена работа. Здесь даже могут не работать законы построения композиции, перспективы в рисунках и тд.
Современные исследователи А. В. Сизова, М. Н. Сирнова, Н. Ю. Гордеева, рассматривая коррекционные возможности арт-терапии, определяют ее как технологию с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творческой деятельности.
Исходя из опыта своей работы – этот вид терапии на первый взгляд может показаться простым. Многие обыватели скажут, глядя на картину ребенка с ДЦП: «Какая-то мазня у вас получилась». Не понимая какая колоссальная, работа была проделана ребенком. Дети с детским церебральным параличом, как и их здоровые сверстники проявляют интерес к изобразительной деятельности. Зачастую продукция их деятельности весьма несовершенна, а общепринятые способы рисования должного эффекта не дают. Зачастую графо моторные навыки у таких детей носят характер черкания. Мелкая моторика чаще всего у таких детей развита слабо, руки «не слушаются», имеются навязчивые хаотичные движения, которые мешают ребенку. При удержании карандаша, ручки, кисти наблюдается вялость пальцев, или наоборот чрезмерное напряжение. Помимо этого, у таких детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата зачастую выявляются вторичные дефекты – зрения, речи, интеллекта и другие, это так же мешает ему осваивать различные практические действия, формировать различные умения. Именно поэтому для таких детей в своей работе лучше использовать нетрадиционные техники рисования. Например, рисование с помощью коктейльных трубочек, не только интересно, но еще и полезно. В работу включаются не только руки и голова, что не мало важно, но и дыхательная система. Ребенку, чтобы получить нужный образ, или рисунок приходится с разной силой дуть в трубочку, чтобы получить желаемый результат. Работа с трубочкой развивает легкие, что является лучшей профилактикой бронхитов и воспаления легких.
Изотерапия включает в себя множество техник, как традиционных, так и не стандартных и с каждым годом таких техник становится все больше приведу примеры наиболее часто используемых в своей работе : монотипия, рисование пальчиками, ладошками, солью, ватными палочками, ватными дисками, пробками, техника эбру (рисование на воде, ниткография, набрызг и многие другие.
Но к выбору метода и способу нужно подходить очень осторожно в работе с детьми с ТМНР. Приведу пример из практики своей работы с данной категорией детей. Техника рисования ладошками всеми нами часто используемая и любимая. Обычно дети в восторге от данной техники, так как она дает больше свободы для ребенка, заряд положительных эмоций. Но так происходит не со всеми детьми. Например, ребенок с РАС всегда следит за порядком и чистотой, а тут вдруг раз и вы предлагаете ему изменить привычный уклад своей жизни и испачкать его руки краской. Всем своим видом и движениями ребенок сообщает Вам, что менять привычный уклад своей жизни, он не готов. В начале занятия он сидит поглощенный своим внутренним миром, цитируя знакомые для нас цитаты из любимой телепередачи. Затем он начинает спрашивать, что вы делаете, когда мы весело и безмятежно разрисовываем свои руки с ребенком с дцп, затем он подвигается к нам поближе и пальчиком начинает трогать ладошки соседа по парте. Понимает, что вроде это не так уж и страшно ребенок включается в работу с нами. Есть такие дети, которые при любых условиях делать этого не станут, значит ребенку требуется больше времени для привыкания к новым методам взаимодействия с внешним миром. Не торопите его, включайте его в процесс с помощью различных игровых ситуаций.
Дети с различными ограниченными возможностями здоровья любят и с удовольствием рисуют на прозрачном мольберте. Техник рисования на мольберте тоже достаточно много. Но поподробнее остановлюсь на технике, где ребенку предлагается нарисовать любимого персонажа, если у ребенка такого персонажа нет, то можно выбрать рисунок на усмотрение учителя. Рисунок крепится за стеклом. Ребенок видит его и рисует практически по принципу раскраски. Но задача стоит перед ребенком гораздо сложнее, чем при обычном раскрашивании раскраски. Ребенок сидит лицом перед мольбертом, как настоящий художник. Нюансов проведения много, каждый педагог по-своему используют эту технику. Но результат всегда превосходит все ожидания. Когда учитель убирает с обратной стороны стекла рисунок, на мольберте остается только работа ребенка и он очень гордится, что у него получилось очень похоже нарисовать своего любимого героя.
Изотерапия – это не про обучение ребенка изобразительной деятельности, а про открытие внутренних переживаний, чувств, эмоций. Зачастую изотерапию мы можем использовать для снятия напряжения, агрессии. Ребенок в процессе учится взаимодействовать с окружающими его людьми, внешним миром, учится налаживать доверительные отношения с ними. Помогает ребенку чувствовать целостность себя, ощущения себя в этом мире, реализовать свой потенциал. Данный вид терапии в работе с детьми с ТМНР, в процессе деятельности мышц рук выполняет главные функции: органов познания, движения, если ребенок трогает предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» мозг видеть, осязать, различать, запоминать и тд. Дети любят такие занятия так, как результат своей деятельности и одобрение со стороны взрослых они видят сразу. В процессе творческой деятельности ребенок развивается интеллектуально и эмоционально.
Изотерапии помогает ребенку с ТМНР и педагогу в поиске возможных путей развития, самосовершенствования координации движения рук, зрительно-двигательной координации, развитие мелкой моторики рук, дыхательной системы организма и другие, с учетом возрастных, психологических и физиологических данных ребенка.