Алеся Кудымова
Консультация для учителей-логопедов «Постановка и автоматизация звуков раннего онтогенеза у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Что такое онтогенез?
Под Онтогенезом (от греч. оntos – сущее, – genesis – происхождение, развитие) определяют, индивидуальное развитие организма от его зарождения до конца жизни.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации логопеда для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения.
Норма усвоения звуков ребенком (по годам)
Возраст 1-2 года 2-3 года 3-5 лет 5-6 лет
Усваиваемые звуки гласные :
А О Э
согласные:
П Б М гласные:
И Ы У
согласные:
Ф В Т Д Н К Г Х Й свистящие:
С З Ц
шипящие:
Ш Щ Ж Ч сонорные:
Л Р
У большинства детей звукопроизношение к концу дошкольного периода достигает языковой нормы, ребенок овладевает развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Таким образом, усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
Нарушения звуковой стороны речи ребенка носят многообразный характер в зависимости от причин, их обусловивших, и имеют широкий диапазон - от одного-двух дефектно произносимых звуков до полного искажения звукового состава речи.
В логопедической практике они могут быть разделены на звуки раннего онтогенеза (включая гласные, которые нарушаются у детей достаточно редко и более сложные в произношении звуки позднего онтогенеза. При этом, все согласные звуки могут быть объединены в группы по способу образования.
К звукам позднего онтогенеза относятся те согласные звуки, которые не сразу становятся по подражанию у детей к 5 – ти летнему возрасту: Ль, Л, С, Сь, З, Зь, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Р. ; все остальные звуки являются звуками раннего онтогенеза.
Традиционно выделяются три этапа работы по коррекции звукопроизношения.
I. Подготовительный этап
Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному произношению и воспроизведению звука.
Задачи:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Реализуется с помощью проведения дифференцированного массажа лицевой и речевой мускулатуры, артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика включает:
-упражнения для мимических мышц лица,
-упражнения для мышц щек,
-упражнения для мышц губ, языка,
-упражнения для нижней челюсти,
-упражнения для мышц глотки и мягкого нёба.
При проведении артикуляционной гимнастике необходимо соблюдение требований:
-кратковременность.
-многократность.
-опора на различные анализаторы.
-последовательность от статических к динамическим упражнениям.
2. Развитие речевого дыхания включает:
- развитие навыка диафрагмального дыхания,
- развитие умения осуществлять ротовой и носовой выдох,
- развитие силы и длительности выдоха,
- развитие умения осуществлять форсированный (резкий и сильный) и фиксированный (длительный и плавный) выдох, направленный выдох,
- развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи.
3. Уточнение артикуляции опорных звуков :
В зависимости от нарушения могут быть разные опорные звуки. Важным для логопедии является понятие опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования, но произносимые ребенком правильно.
4. Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия:
- дифференциация неречевых звуков;
- развитие умения различать высоту,
- развитие силы и тембра голоса;
- дифференциация слов близких по звучанию;
- различение слогов;
- соотношение речевого звука со зрительным символом;
- развитие элементарных навыков звукового анализа.
5. Развитие мелкой моторики
II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков
1. Постановка звука
Цель: добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких, отработка произношения изолированного звука.
3. Автоматизация звука
Цель: научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Содержание работы: составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения, чистоговорки, стихи, рассказы и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить когда усвоен предыдущий.
3. Дифференциация звуков
Цель: научить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков
Цель: Сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков в речи. Формирование способности контролировать свое умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи.
Улучшая качество произношения, рекомендую начинать свою работу со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются :
Гласные звуки : «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки : «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».
Работа по поставке звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего я начинаю работать со звуков, которые хорошо получаются у ребенка.
Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.
Рассмотрим постановку звуков раннего онтогенеза. (см. презентацию)
Обязательным условием эффективности коррекционно-логопедической работы на этапе автоматизации звуков является необходимость придерживаться следующих принципов:
1. Принцип фонетической доступности предполагает учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации фонем (лексический материал не должен содержать неправильно произносимых ребёнком звуков).
2. Принцип последовательности в отработке лексического материала (звук-слог-слово-предложение-рифмовки-стихи-рассказы-самостоятельная речь, от отражённой речи - к самостоятельной).
3. Принцип постепенного усложнения речевого материала (от сочетаний слов, к предложениям и рассказам, от рифмовок к стихам и т. д.).
4. Принцип соблюдения смысловой доступности (доступность лексического материала, соответствие возрасту ребёнка, при необходимости объясняем значение незнакомых слов).
5. Принцип утрированного произношения автоматизируемого звука (на первоначальных этапах автоматизации).
6. Принцип постепенного увеличения темпа отработки лексического материала.
7. Принцип систематичности занятий с логопедом, закрепление автоматизируемых звуков с родителями.
8. Принцип игровой направленности.
9. Принцип сознательности и активности (наличие у ребёнка положительной мотивации, стимулирование его со стороны педагога при необходимости)
10. Принцип учета индивидуальных особенностей ребёнка (смена видов деятельности, места, положения ребёнка и т. д.)
Учитель-логопед должен помнить, что игра в их жизни ребёнка является ведущим видом деятельности. Вместе с тем, она является и методом, и формой обучения, и средством всестороннего развития личности ребенка. Дети проявляют огромный интерес к играм. Только при одном воспоминании об интересной игре у малышей начинают гореть глаза, и они с нетерпением ждут дальнейшего развития событий. Благодаря игре любой ребенок чувствует себя более уверенно, он не боится попробовать свои силы в разрешении каких-либо задач или вопросов. Именно здесь он сам может создавать свой мир и быть полноправным его участником.
Коррекционно - развивающие игры и игровые приёмы способствуют развитию речи детей : они пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражать мысли, совершенствуют грамматический строй речи. В неразрывной связи с развитием речи в играх осуществляется развитие мышления детей, способности сравнивать, группировать, классифицировать предметы, обобщения. Игры развивают сенсорное восприятие, так как тренируют ребенка в узнавании характерных признаков предметов. Коррекционно - развивающие игры на логопедических занятиях занимают ведущую, доминирующую роль. Занятия, облеченные в игровую форму, вызывают у детей положительные эмоции, которые помогают пробудить интерес к данному заданию, мобилизуют их внимание, активизируют деятельность. Индивидуальные и групповые занятия строятся с обязательным использованием наглядного игрового материала, учитывается последовательность формирования лексико-грамматического строя речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительным процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Предлагаемые игровые приёмы работы многократно используются мной на логопедических занятиях, на разных этапах автоматизации звуков, вызывают интерес у детей и способствуют эффективной автоматизации звуков. Все игры подходят для автоматизации любого звука.
Начинаем с автоматизации изолированного звука в таких играх, как:
«Звуковые дорожки» Упражнение направлено на отработку длительного произнесения автоматизируемого звука. Ребёнок ведёт пальчик по дорожке и произносит автоматизируемый звук.
«Пружинка» Ребёнок растягивает пружинку, произнося автоматизируемый звук.
«Полянка» Ребёнок прижимает пальцы поочередно к массажному коврику «Травка», произнося автоматизируемый звук.
«Волшебный клубочек» Ребёнок сматывает нитку в клубок, произнося автоматизируемый звук.
«Звук- путешественник» Автоматизируемый звук отправился «путешествовать» по кабинету, по сюжетной картине, по столу, по игровому полю. Ребёнок длительно произносит звук, проходя по указанному маршруту. Параллельно отрабатывается навык пространственной ориентировки (можно использовать игрушку- помощницу, схемы маршрутов)
«Разноцветные прищепки» Ребенок использует пособия с прищепками, произнося автоматизируемый звук, слог. Использую данное пособие и для дифференциации звуков.
Затем автоматизация звука в слогах :
«Звуковые часы» Ребёнок вращает стрелку часов, пока не услышит сигнал «Стоп!». После этого, считает количество раз, необходимое для произнесения слога.
«Травка» Пальчики «здороваются» с массажным ковриком «Травка», ребёнок проговаривает слоги.
«Пальчики здороваются» Пальцы поочерёдно соприкасаются с большим пальцем, «здороваются», ребёнок проговаривает слоги.
«Полянка» Ребёнок проговаривает слоги, нажимая на разноцветные пуговицы.
«Слушай, считай, повторяй» Логопед производит действие, которое ребёнок может услышать (хлопает, стучит, топает, ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.
«Чувствуй, считай, повторяй» Логопед с помощью игрушки - помощницы производит тактильный контакт с ребёнком, (поглаживание, постукивание, пощипывание, ребёнок считает и проговаривает слог нужное количество раз.
«Заборчик» Ребёнок выкладывает забор из счётных палочек, проговаривая слоги.
«Игры с мячом» Ребёнок катит мяч по столу (по полу, проговаривая слог; ловит мяч, повторяя слоги отражённо за логопедом; произносит на 1 слог больше, меньше, громче, тише (в разных режимах); проговаривает слоги, сопровождая ударами мяча об пол, подбрасывая вверх; крутит мяч на полу и произносит слоги.
«Речь с движениями» Ребёнок проговаривает слоги, сопровождая речь движениями (хлопками, шагами, приседаниями и т. д.).
«Следы на песке»
Ребёнок шагает пальчиками по кинетическому песку, произнося слог на каждый шаг. Детям очень нравится рассматривать следы, считать их и произносить слоги повторно. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.
Игры с массажными мячиками и колечками «Су-Джок» Ребёнок прокатывает (покалывает) мячиком или колечком по пальцам, произнося слоги.
Следом автоматизируем звук в словах.
Игровые приёмы автоматизации звуков предполагают параллельное развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи; обогащение, уточнение и закрепление лексического запаса; формирование грамматических категорий.
«Колокольчик» Ребенку нужно произнести слоги, слова с отрабатываемым звуком. Логопед оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
«Пирамидка» Ребенку нужно нанизать колечки на стержень пирамидки, отрабатывая речевой материал.
«Цифру узнай, слово повторяй» Ребенок на ощупь узнаёт цифры в «Волшебном мешочке» затем повторяет слог, слово, определённое количество раз.
«Волшебная палочка» Касаясь картинки «Волшебной палочкой»,
«Ворота» Дети руками перед грудью изображают закрытые ворота. Во «двор» можно «пропускать» только слова с заданным звуком. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили во двор».
«Тихо-громко» Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой)
«Жадина» Цель: автоматизация звука в словах и словосочетаниях, согласование сущ. с местоимениями. Ребёнок перевоплощается в «жадину» (либо используется игрушка-заместитель) и проговаривает слова, затем словосочетания, согласуя их с местоимениями.
«Живые — неживые слова» Ребёнку предлагается выбрать картинки с автоматизируемым звуком и разделить их на две группы (одушевлённые и неодушевлённые предметы)
Автоматизация звука в предложениях.
«Составь предложение по картинке» Ребёнок составляет предложение с автоматизируемым звуком по сюжетной картинке.
«Путаница» Детям необходимо восстановить правильный порядок слов в предложении.
«Исправь ошибку» а) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в звуковом оформлении, логопед произносит автоматизируемый звук искажённо, заменяет его) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.
б) Дети слушают предложение с ошибками (ошибки в грамматическом оформлении предложения) ребёнок должен услышать ошибку и исправить ее.
«Расскажи по схеме» (использование приёма мнемотехники)
Ребёнок составляет предложения с опорой на схематичные рисунки.
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Приёмы логопедической работы.
Повторение чистоговорки, скороговорки в разных интонационных режимах» (громко – тихо, с разной эмоциональной окраской)
Повторение чистоговорки, скороговорки в разных тембровых режимах (с изменением силы голоса «Великан или Гномик», «Папа Тигр или Тигрёнок»)
Повторение чистоговорки, скороговорки в разных темповых режимах режимах («Медленная Черепаха или Шустрый Зайчонок»)
«Доскажи словечко с этим слогом» Ребенка делит слова на слоги и подбирать слова с нужным количеством слогов.
Логопед выкладывает фишками и проговаривает начало чистоговорки. Например: ка-ка – о о.
Затем предлагает ребенку посмотреть на картинки и выбрать те, в названиях которых столько же слогов. Названия всех предложенных картинок должны заканчиваться слогом, повторяющимся в первой части чистоговорки.
Ребенок с помощью взрослого делит эти слова на слоги (прохлопыванием, выбирает те, которыми можно закончить чистоговорку, и выкладывает их фишками.
Например: ка-ка-ка - кошка
«Повтори последний слог» Логопед называет строчку из чистоговорки, ребёнок повторяет последний слог с автоматизируемым звуком.
Автоматизация звука в текстах и рассказах.
Используются следующие приё мы:
-составление рассказов с опорой на схемы (приём мнемотехники,
- рассказы по картине,
- рассказы по серии картин,
- пересказы.
Условия закрепления звуков в речи
Регулярные занятия строятся на основании умений ребенка и проблем, которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.
• ребенок должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.
• на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.
Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.
Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.
• когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).
За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.
Фонематический слух, самоконтроль и мотивация – это условия, необходимые для закрепления звуков в речи, они дополняют друг друга и влияют на конечный результат.
Предлагаю Вашему вниманию литературу, которую использую для автоматизации звуков раннего онтогенеза.
Спасибо за внимание!