Татьяна Пищейко
Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей «Как научить детей планировать свою деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Для того чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). В психолого-педагогической литературе различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных занятиях (сложение, вычитание, письмо, рисование) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но их предпосылки закладываются уже в дошкольном возрасте. Исходя из этого ряд отечественных психологов С. Д. Забрамная, У. В. Ульенкова, В. И. Лубовский и др. предложили рассматривать мыслительную деятельность как единство 3-х взаимосвязанных компонентов:
Публикация «Консультация для специалистов, работающих с детьми с ЗПР и родителей „Как научить детей планировать свою деятельность“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
а) содержательная сторона мыслительной деятельности – запас знаний об окружающем в виде общих представлений и элементарных понятий;
б) операциональная сторона мыслительной деятельности – конкретные особенности простейшей систематизации этих представлений и элементарных понятий у ребенка и специфика использования системы доступных знаний об окружающем в процессе решения мыслительных задач (абстрагирование и обобщение);
в) организационная сторона мыслительной деятельности – те самые общие умения, необходимые для осуществления любой деятельности.
К ним относятся:
- мотивационный компонент – интерес к заданию, особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и его результату, стремление продолжить работу;
- операциональный компонент – уровень понимания задачи, характер программирования предстоящей деятельности и элементарного осознания этого процесса; овладение (выполнение) предлагаемыми мыслительными действиями и операциями – осознание полученного результата (оценка в вербальной форме процесса и результата решения);
- регуляционный компонент – важен на всех этапах мыслительной деятельности (степень полноты принятия задания, его сохранение до конца задания и качество самоконтроля в процессе выполнения и при оценке результатов).
Мыслительная деятельность, как и любая другая, проходит несколько этапов (операции наглядно-действенного мышления) :
- этап ориентировки – понимание ребенком условий задачи, того, что ему предстоит сделать;
- этап планирования – самостоятельная постановка цели деятельности (идеального результата, способность удерживать ее и характер программирования предстоящей деятельности (составление плана действий);
- этап выполнения задания – овладение предлагаемыми мыслительными действиями и операциями;
- этап оценки результатов – адекватная вербальная оценка результатов и способов решения.
Ученые, изучавшие психические процессы и возможности обучения детей с ЗПР (Т. В. Егорова, В. И. Лубовский, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, выявили ряд специфических особенностей в их познавательной, личностной, эмоционально-волевой сфере.
Мы остановимся на особенностях организационной стороны мыслительной деятельности и поведения – у детей отмечается повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, неспособность ориентироваться в задаче, планировать свою деятельность, удерживать условие задачи, низкий навык саморегуляции. Занимаясь проблемой коррекции и диагностики организационной стороны мыслительной деятельности (содержательной и операционной, У. В. Ульенкова охарактеризовала уровень сформированности организационной стороны мыслительной деятельности следующим образом :
У детей с ЗПР есть заинтересованность общей ситуацией, но не содержанием занятия. Процесс работы увлекает. Испытываются значительные затруднения в словесном определении правил задания. В момент инструктирования принимается лишь общая цель деятельности. Программа деятельности лишь частично удовлетворяет способам деятельности. Отмечается низкий уровень самоконтроля на всех этапах деятельности :
- принимает часть инструкции, может потерять ее;
- допускает из-за потери инструкции много ошибок;
- неадекватно (чаще всего положительно) оценивает свой результат, вербализовать оценивание развернуто затрудняется;
- не замечает и не исправляет ошибки;
- не достигает заданного результата, полученный результат ни самостоятельно, ни с помощью взрослого не соотносит с заданным образцом.
Зная особенности организационной стороны деятельности у каждого воспитанника с ЗПР, степень недоразвития того или иного этапа мыслительной деятельности, воспитателям в процессе совместной деятельности с детьми необходимо осуществлять коррекцию данной стороны мыслительной деятельности с помощью следующих методов и приемов.
(Необходимо отметить общий принцип коррекционной работы в данной области – постепенный и последовательный переход от внешнего контроля над мыслительной деятельностью, осуществляемого взрослым, на самоконтроль (теория поэтапного формирования действий Г. Я. Гальперина)
1) Если у ребенка нарушен этап ориентировки (ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу же ее теряет, плохо ориентируется в условиях задания и не может их воспроизвести)
Методы коррекции: 1) удлинение отрезка времени между вопросом педагога и ответом ребенка, например, попросить дать ответ о том, что нужно сделать, по звуковому сигналу (через 10 сек);
2) воспроизведение задания и правил его выполнения (словесная инструкция должна воспроизводиться поэтапно);
3) повторение задания за тем, кто его хорошо запомнил, правильно его сформулировал;
4) оценивание правильности выполнения задания тем или иным ребенком;
5) оценивание правильности выполнения задания по началу его выполнения.
2) Если у ребенка нарушен этап планирования (не может самостоятельно осознать задание, поставить цели и составить план действий; улавливает только требуе-мую форму активности – рисовать, раскладывать фигурки…; действует бессистемно, хаотично, индифферентен к результату; или, выполнив первые дей-ствия,
«соскальзывает» с цели (сужение объема внимания) и, либо отказывается от работы,
либо приходит к другому результату).
Методы коррекции: 1) модель 5ти пальцев: - что задумали (цель)
- из чего будем делать (материал)
- чем будем делать (орудия)
- как будем делать (способы дейст-вия)
- что получится (результат)
Сначала совместно с воспитателем, в плане громкой речи для всех детей, затем – самостоятельно для всех детей, потом – шепотом про себя, и, наконец – в уме.
3) Если у ребенка нарушен этап выполнения задания (ребенок в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но, прежде всего, потому что не запомнил правил выполнения задания, не усвоил способы действия)
Методы коррекции: 1) предложить проверить, правильно ли выполняется задание;
2) самопроверка по следам кем-то воспроизведенных правил;
3) индивидуальная проверка на основе проговаривания про себя правил выполнения задания;
4) взаимопроверка;
5) проверка работы молча (про себя) на основе предварительно воспроизведенного правила.
4) Если у ребенка нарушен этап оценки полученного результата (ребенок не соот-носит свою работу с образцом, не замечает и не исправляет ошибок, равнодушен к результату)
Методы коррекции: 1) определение степеней соответствия работы повторен-ным правилам;
2) оценивание своей работы в развернутой речевой форме на основе воспроизведенных правил;
3) оценка работы товарища в плане громкой речи;
3) выборочная оценка лучших работ и собственной на их фоне, речевая организация;
4) сличение с образцом молча, оценка своей работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для формирования этапов ориентировки, планирования и выполнения задания полезны следующие игры:
1) «Черточки-палочки»
Вырабатывает умение следовать заданным правилам и развивает самоконтроль
(выполнять работу до полей, правильно переносить на следующую строчку)
/ - // - /// - / - // - ///…
2) «Домик Гнома»
- крыша у домика должна быть зеленая;
- сам домик – желтый;
- дверь – синяя; повторить
- возле дома – скамейка; 2 раза
- перед домом – озеро;
- за домом – елка…
3) Различные графические диктанты
Например:
- одна клетка вправо;
- одна клетка вниз;
- одна клетка вправо;
- одна клетка вверх;
- одна клетка вправо;
- одна клетка вниз;
- одна клетка вправо.
4) «Раскрась фигуры»
Раскрась кружки так, чтобы маленький был между синим и красным, а красный был рядом с зеленым.
5) «Запомни и нарисуй»
- нарисуй 5 квадратов разного цвета и размера так, чтобы
4-ый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький; повторять
- нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы 2 раза
средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.