Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего, проблемы мышления умственно отсталых детей кроются в свойствах нервных процессов. Замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность обуславливаются слабостью функций коры головного мозга. Проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.
Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Публикация «Консультация для специалистов „Особенности развития мышления умственно отсталых детей“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Анализ у детей с умственной отсталостью характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью.
Анализируя объект, дети не стремятся рассмотреть его детали и не замечают ряд важных свойств, они выделяют лишь знакомые и наиболее заметные им части.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Специфические черты мышления у умственно отсталых детей ярко проявляются в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто — по несоотносимым. При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.
У умственно отсталых детей на выделении несущественных второстепенных свойств объектов так же основано обобщение. Эта мыслительная операция страдает в наибольшей степени.
При обобщении дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации требующей применения общепринятого орудия. В случае принятия помощи взрослых, дети недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.
Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Дети с отклонениями в развитии не ориентируются в условиях проблемной практической задачи, они не могут проанализировать условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.
Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, часто не замечают своих ошибок, не проводят проверки решения задания и т. д.
Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не планируя свои дальнейшие действия и не дослушав инструкции. Сильно снижена мотивация мышления : детей привлекают легкие задания, которые не требуют мыслительного напряжения и преодоления препятствий.
От нормальных детей их так же отличает включение речи в процесс решения мыслительных задач. Нормально - развивающиеся дети используют речь, чтобы помочь себе осмыслить ситуацию, при этом анализируя свои действия во внешней речи. При этом речь выполняет организующую и регулирующую функции, что позволяет им осознать свои действия и в дальнейшем их спланировать.
У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. У них более явной является недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован и поэтому не обобщен.
У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
Делая вывод можно сказать, что для мышления умственно отсталых детей характерно :
1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования);
2. снижение активности мыслительных процессов;
3. наиболее сохранный видом мышления является — наглядно-действенный;
4. присутствует неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;
5. некритичность мышления;
6. слабая регулирующая роль мышления;
7. низкая мотивация мыслительной деятельности.