МААМ-картинки

Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде всего, проблемы мышления умственно отсталых детей кроются в свойствах нервных процессов. Замедленный темп формирования новых условных связей, а также их непрочность обуславливаются слабостью функций коры головного мозга. Проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Публикация «Консультация для специалистов „Особенности развития мышления умственно отсталых детей“» размещена в разделах

Анализ у детей с умственной отсталостью характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью.

Анализируя объект, дети не стремятся рассмотреть его детали и не замечают ряд важных свойств, они выделяют лишь знакомые и наиболее заметные им части.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Специфические черты мышления у умственно отсталых детей ярко проявляются в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто — по несоотносимым. При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

У умственно отсталых детей на выделении несущественных второстепенных свойств объектов так же основано обобщение. Эта мыслительная операция страдает в наибольшей степени.

При обобщении дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации требующей применения общепринятого орудия. В случае принятия помощи взрослых, дети недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Дети с отклонениями в развитии не ориентируются в условиях проблемной практической задачи, они не могут проанализировать условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, часто не замечают своих ошибок, не проводят проверки решения задания и т. д.

Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не планируя свои дальнейшие действия и не дослушав инструкции. Сильно снижена мотивация мышления : детей привлекают легкие задания, которые не требуют мыслительного напряжения и преодоления препятствий.

От нормальных детей их так же отличает включение речи в процесс решения мыслительных задач. Нормально - развивающиеся дети используют речь, чтобы помочь себе осмыслить ситуацию, при этом анализируя свои действия во внешней речи. При этом речь выполняет организующую и регулирующую функции, что позволяет им осознать свои действия и в дальнейшем их спланировать.

У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. У них более явной является недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован и поэтому не обобщен.

У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Делая вывод можно сказать, что для мышления умственно отсталых детей характерно :

1. нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщения и абстрагирования);

2. снижение активности мыслительных процессов;

3. наиболее сохранный видом мышления является — наглядно-действенный;

4. присутствует неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

5. некритичность мышления;

6. слабая регулирующая роль мышления;

7. низкая мотивация мыслительной деятельности.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Методические принципы обучения умственно отсталых школьников русскому языку» 1. Коммуникативная направленность обучения; 2. Единство в реализации двух направлений работы: развития речи и мышления; 3. Обязательная.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет. Любознательные «почемучки» Четырёхлетний ребёнок часто задаёт вопрос «Почему?». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. Эмоциональные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»
Опубликовано: 31 августа 2020 в 16:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для специалистов «Особенности развития мышления умственно отсталых детей»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриенко Марина Сергеевна (УИ 512180) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД