Приложение МААМ

Консультация для специалистов: «Обучение детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема»

Дмитриенко Марина Сергеевна
Консультация для специалистов: «Обучение детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема дошкольного обучения является предметом исследования в разнообразных науках: и в философии, и в социологии, и в истории, и в педагогике, и в психологии. Эта историческая проблематика охватывает обновление и преобразование дошкольных учреждений, содержания и методов обучения в различные доисторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблемой обучения связаны педагогика и психология.

Публикация «Консультация для специалистов: „Обучение детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема“» размещена в разделах

Как известно из истории дошкольной педагогики, в пятидесятых годах прошлого века впервые началась масштабная экспериментальная разработка теоретических основ, содержания и методики обучения. Задача педагогов того времени - обогащение знаний в организации образовательной, воспитательной и обучающей работ. Но для её решения не достаточно было основываться только на педагогические труды, так как во многих из них не учитывалось психическое развитие детей. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка, которые дает психология.

Проблема обучения детей с ОВЗ – одна из центральных проблем общей психологии, которая стала фундаментальной основой для формирования таких научных отраслей, как детская и педагогическая психология.

В детской психологии ребё нок является предметом внимательного изучения: выделяются психофизиологические особенности детей и их динамика, рассматривается восприятие учебно-воспитательных воздействий и соответствие их законам развития интеллекта ребенка. Данная отрасль воспринимает процесс обучения как движущую силу и условие психического развития дошкольника, в связи с этим существую три основных подхода.

Первый из них связан с когнитивной теорией Ж. Пиаже: обучение является эффективным, если оно «не бежит» впереди интеллектуального развития, а следует за ним. То есть обучать малыша можно, опираясь на уровень интеллекта, которого он достиг.

Второй подход осуществляется в бихевиоризме, где эти два процесса протекают параллельно. Поскольку в этом направлении психологии что «обучение», что «развитие» рассматриваются как процесс приобретения, накопления навыков.

Третий подход принадлежит знаменитому отечественному психологу – Л. С. Выготскому, который утверждал, что обучение всегда опережает и ведёт за собой психическое развитие. Чтобы показать эту ведущую роль развивающего обучения, учё ный вводит два понятия: «зона актуального развития» - содержание достигнутого в данном возрасте и готовность к приобретению новых навыков; «зона ближайшего развития» - «запас развития», то есть, что ребёнок на сегодняшний день делает с помощью взрослого, завтра он сделает это самостоятельно.

Многочисленные психолого-педагогические исследования дошкольников по новым программам, разработанные последователями концепции Л. С. Выготского (Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, В. В. Давыдовым, доказывают существенное влияние обучения на психическое развитие детей. Однако это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. Кроме того, не любое обучение способно вести за собой развитие, так как между обучением и развитием стоит собственная деятельность ребенка.

Особое место при изучении процесса обучения детей в различных возрастных группах занимает разработкаи обоснование его методов, чем и занимается педагогическая психология. Она дает неоценимый материал для дошкольной педагогики, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их всестороннего развития.

Существует специальный раздел этой науки, который раскрывает всю психологическую сущность познавательной деятельности в условиях учебного процесса – психология обучения. Таким образом, исследования в этой области направлены на выявление:

1) соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;

2) связи внешних и внутренних факторов, которые обусловливают различия познавательной деятельности в дидактике;

3) возможности управления развития ребёнка;

4) психолого-педагогических критериев эффективности обучения.

В педагогической психологии имеется целый ряд проблем, которые, в первую очередь, связаны с данным процессом:

1. Проблема соотношения обучения и воспитания. Эти два процесса в единстве составляют педагогический процесс, целью которого является формирование и развитие личности ребёнка. Этот процесс происходит при взаимодействии воспитателя и воспитанника в определённой среде, то есть в дошкольном учреждении. При этом изучается психологические механизмы усвоения знаний, формирования умений и навыков, а так же непосредственно исследуются эти взаимосвязанные процессы.

2. Проблема обучения одарённых детей. Устанавливается одарённость ребёнка в обучении и воспитании, в ходе выполнения какой-либо содержательной деятельности; создаются развивающие программы, диагностические методики по выявлению уровня интеллекта.

3. Проблема учёта сенситивных периодов развития в обучении – нахождение и использование для закономерного изменения чувствительности к определённому виду влияния окружающей действительности. Сенситивный период – период оптимальных сроков развития психики, её процессов и свойств. Но рассматриваемая проблема не разрешена, так как психологам ещё не известны все периоды эволюционирования интеллекта и формирования личности.

Безусловно, решение выше перечисленных вопросов не возможно без обращения к накопленному опыту дошкольной педагогики.

Обучение, как и воспитание, и образование, целенаправленно на изменение сторон психики (воображение, мышление, поведения ребёнка, а психика является предметом изучения психологии. Таким образом, наука о душе внесла существенный вклад в развитие теории обучения, расширив возможности и границы специально организованной деятельности воспитателя.

Итак, в современных условиях дошкольная дидактика совершенствуется за счёт психологического обоснования содержания, целей, методов и форм обучения. Эффективное влияние оказали психолого-педагогические исследования возрастных способностей усвоения знаний (Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, путей реализации развивающей функции обучения дошкольников (Н. Н. Поддьяков и Л. А. Венгер). Изучаются новые средства – информационные технологии с использованием компьютера (С. А. Козлова, С. Л. Новосёлова, Л. А. Парамонова). Ведётся активный поиск усовершенственных форм обучения, немногие из которых уже применяются на практике (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко). Не стоит забывать, что решения любого вопроса в сфере обучения всегда требует психолого-педагогического подхода.

Не стоит забывать, что проблема обучения всегда была и будет центральной не только в дошкольной педагогике, но и в психологии. Ее решение служит основой для теоретических и практических аспектов обучения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Изучением данной проблемой занимаются выдающиеся психологи и педагоги, которые выделяют следующие причины формирования проблемы обучения в настоящее время :

1) обучение в демократическом режиме страны не может быть направлено только на формирование знаний и умений, так как целью современного обучения является всестороннее развитие личности ребёнка;

2) интенсивное развитие самой дошкольной педагогики как науки (обогащение и увеличение объема знаний, за которым не успевают образовательные учреждения, что приводит к обновлению содержания методической работы и форм её организации в практической деятельности детского сада;

3) принятие концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, обусловливающее учёт психолого-возрастных особенностей ребёнка как один из основных принципов обучения.

Таким образом, проблема обучения не является новой, однако это не снижает её актуальность в современной образовательной ситуации, требующей перехода дошкольных образовательных учреждений на более высокую ступень развития. Именно поэтому обучение следует рассматривать не только с позиции педагогики как целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, но и с позиции психологии – соотношение развития личности ребёнка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС»Фотоотчет о мероприятии «Педагогическая гостиная. Взаимодействие специалистов дошкольных групп и воспитателей СДС» В ГБОУ города Москвы "Школа №41 имени Григория Алексеевича Тарана" состоялось интересное мероприятие ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ "Взаимодействие.

Консультация «Обучение детей элементам тенниса»Консультация «Обучение детей элементам тенниса» Этот материал может быть полезен для инструкторов, родителей и педагогов. Все дети без исключения, судя по моему опыту, любят работать.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для специалистов: «Обучение детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема»
Опубликовано: 7 июня 2021 в 09:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для специалистов: «Обучение детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема»» (включая файлы) размещена пользователем Дмитриенко Марина Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД