Наталья Жилина
Консультация для родителей «Земля — наш дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Земля - наш дом родной"
«Ребенок и природа»
Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить
с многообразными ее явлениями.
О чем же беседовать с ребенком! Прежде всего, необходимо рассказать детям о
взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов, чтобы они поняли
главное: Земля – наш дом родной, а человек – часть природы (например,
познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь
человека, растений, животных).
Публикация «Консультация для родителей „Земля — наш дом родной“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Планета Земля - наш дом
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды,
объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и
живой природе.
Необходимо объяснить ребенку, что выполнение привычных требований
взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой)
в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять
муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки,
при этом объясняя, что не следует также забывать и об опасностях, связанных с
некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Расскажите ребенку о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и
лугах и которые нужно знать каждому.
Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя делать при
контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но
нельзя их трогать и брать на руки. Им нужно объяснить, что любые животные с
детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать,
травмировать. И, конечно же, ребенок должен усвоить, что нельзя дразнить и
мучить животных.
Одним из факторов экологической безопасности, как известно, является работа
по восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить на улице, так как это
ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных
и растений.
Вы все прекрасно знаете эти простые истины, объясните их своему малышу, и
помните, что главное – это ваш пример.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у
него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Влияние природы
на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и
загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие) ;
развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить её).
участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего:
главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому
забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред
природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых
разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к
природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом
нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется,
речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило,
способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными
растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того,
умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное
табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают
позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других
людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную
оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям
антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое
отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном
единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических
знаний, которая включает:
- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых
существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
-понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования;
- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной
системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение
любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время
каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать
одновременно.
Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного
отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста
практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного
общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного
эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной
похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок)
способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Главное, всегда помнить:
прежде чем научить детей видеть красоту и понимать
суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную
сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят
избирательный и субъективный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать ее красоту.