Елена Сатаева
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считаем организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.
Эмоционально развивающая среда – совокупность педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. Она включает в себя следующие компоненты:
Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональное развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Первый компонентом является взаимодействие педагога с детьми, основанное на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения (благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и т. д.) Хочется подробно остановиться на формировании пространственной структуры групп, цель которой обеспечить эмоциональный комфорт детей, это наличие специально-организованных зон, среди которых: зона двигательной активности, «Я- пространство» (Уголок уединения); Сухой бассейн, песочница; «Уголок настроения» и т. д.
Одно из направлений развития эмоциональной сферы дошкольников — организации работы в так называемых «уголках настроения». При их оформлении мы ориентируемся, в первую очередь, на возраст ребенка, его жизненный опыт. В группах раннего возраста при выборе эмоциональных образов, лучше находить близкие и знакомые им сказочные персонажи с ярко выраженным проявлением какой-либо эмоции. При оформлении «уголков настроения» необходимо уделить особое внимание и подбору цветовой гаммы, поскольку цвет и настроение взаимосвязаны. Так, в изображении эмоций радости, удовольствия, счастья можно использовать гамму желтого, оранжевого, розового цвета, спокойствия — синий и зеленые тона, а страх и тревогу изобразить фиолетовым или черным цветом. Жизненный опыт ребенка не всегда позволяет ему понять выражение той или иной эмоции у представленных сказочных героев, цвет же поможет почувствовать ее.
Стабильность окружающей среды, способствующая устойчивому чувству безопасности и эмоциональному комфорту, является третьим компонентом в структуре эмоционально-развивающей среды. Это в первую очередь режим, определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и правильное питание, выполнение правил личной гигиены, обеспечение полноценной физической нагрузки.
Эмоционально - активизирующая совместная деятельность воспитателя с детьми - заключительная составляющая эмоционально-развивающей среды, она включает в себя в первую очередь разные виды игр и упражнений, направленных на эмоциональное развитие дошкольника :
• Игры, способствующие благоприятной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
• Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;
• Игры с песком и водой;
• Игры-ситуации, активизирующие общение;
• Игры, направленные на развитие психической устойчивости;
• Эмоциональные паузы;
• Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;
• Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.