Александрова Яна
Эмоциональное развитие дошкольников с помощью рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное развитие дошкольников средствами рисования.
Валитова Лилия Муктесибовна,
Александрова Яна Алексеевна, воспитатели
МБДОУ «Детский сад № 204» г. Чебоксары
Одним из направлений художественно-эстетического развития дошкольников является рисование. Если посмотреть на рисунки детей одного возраста, но принадлежащих к разным национальностям и культурам, можно увидеть, что они обладают поразительным сходством. Например, в основе рисунка трехлетнего ребенка всегда лежит круг. Вначале ребенок всегда рисует круги, похожие на клубок ниток, но постепенно он начинает выделять их в отдельные круги. Четырех летние дети изображают человека с помощью того же круга, добавив к нему руки и ноги- «палочки», в результате чего получается «головастик», или, как его часто называют специалисты, «головоног».
Публикация «Эмоциональное развитие дошкольников с помощью рисования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Детский рисунок отличается искренностью, эмоциональностью (ведь в нем ребенок выражает свои чувства, мысли, переживания) и содержательностью - даже изобразив на бумаге одному ему понятные каракули, ребенок расскажет, что это такое.
Рисование - не просто популярный вид детского творчества, хотя оно ценно и в таком качестве. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. На протяжении всего дошкольного детства- с рождения и до шести-семи лет- речь развития не на столько, хорошо, чтобы ребенок мог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует.
Рисование дает детям шанс изобразить сове состояние отношение к чему либо. Вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.
Таким образом, детский рисунок выступает своеобразным аналогом речи, психолог Л. С. Выготский назвал его «графической речью». Прежде чем переходить к рассмотрению вопросов обучения рисованию и планирования данной работы, хотелось бы остановиться на развивающих и психотерапевтических возможностях детского рисования.
Эмоциональное развитие дошкольников средствами рисования представляется сегодня актуальным в связи со значительным ростом поведенческих проблем, связанных с эмоциональной сферой детей.
Представленный комплекс занятия поможет расширить представления детей об эмоциях. Научить выражать свое эмоциональное состояние социально- приемлемыми способами. А также будет способствовать установлению эмоционального контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.
Занятие по теме «Радость».
Цель. Создавать в группе положительный эмоциональный фон. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать собственное. Учить передавать радость выразительными движениями и в рисунке. Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроения в группе.
Материал. Круги из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, пиктограмма «Радость», коробка с конфетами.
Педагог. Предлагаю поздороваться друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, улыбнусь, назову его по имени и скажу, что рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. Дети с улыбкой приветствуют друг друга.
Педагог. Посмотрите, пожалуйста на лицо этого человека (показывает пиктограмму «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?
Дети. Он веселый, радостный.
Педагог. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать? (Дети улыбаются.) Когда у нас хорошее настроение и на лице улыбка, что мы чувствуем?
Дети. Радость!
Педагог. Верно! Сейчас я расскажу вам одну историю. Она называется «Хорошее настроение, - сказала она».
«Мама послала сына в магазин: «Купи, пожалуйста, печенье и конфеты,- сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение». Как мальчик выразил свою радость?
Дети. Он побежал вприпрыжку.
Педагог. Оказывается, радость можно выразить не только улыбкой, но и движениями. Представьте, что вы неожиданно получили от родителей подарок, о котором давно мечтали. Как вы выразите свою радость?
Дети прыгают, хлопают в ладоши, топают.
Педагог. Посмотрите, что я вам принесла. (Показывает коробку, закрытую крышкой. Трясет ее.) Как вы думаете, что может быть в коробке? (Предположения детей.)
Я вам подскажу - в коробке конфеты. Но они не простые. Как только вы их попробуете, то превратитесь в волшебников и сможете и сможете своими пожеланиями доставить людям радость. Проводится упражнение «Дарить радость».
Примеры высказываний детей:
-пусть все избавится от болезней;
-пусть никогда не умирают;
-пусть у них всегда будет дом;
-пусть все хорошо живут;
-пусть все будут радостными.
Педагог. Сейчас порисуем. (Раздает листы бумаги.) Какой формы эти листы?
Дети. Круглой.
Педагог. Правильно, они круглые, как наше лицо. Так давайте нарисуем радость на этих лицах. Готовые работы дети рассматривают и обсуждают вместе с педагогом.
В конце каждого занятия проводятся два-три игровых упражнения, цель которых - сплотить детей группы, дать им возможность ощутить это единение.
Игровое упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
Педагог.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Сцепляются мизинцами.)
Раз-два, раз-два,
Навсегда с тобой друзья.
Покажите правую руку, теперь левую. Дотроньтесь своими пальцами до пальцев соседа. Замкните круг. Поднимите руки вверх. Вы вместе!
Игровое упражнение «Всем – всем до свидания!»
Дети образуют круг, ставят свои кулаки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем-всем до свидания!» Затем убирают кулаки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника : Учебно-методическое пособие / Под ред. Агафоновой И. Н. / СПб. : СПбАППО, 2006.-82с.
2. Данилина Т. А. В мире детских эмоций : пособие для прак. работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. - 3-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2007.-160с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. : Речь, 2008.
4. Кожохина С. К. Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. — М. : ТЦ Сфера, 2002. - 192с.