Татьяна Фролова
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей раннего возраста»
▼ Скачать
На втором году жизни дети становятся более самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение между ребенком и взрослым; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов взаимодействия с различными предметами.
Публикация «Консультация для родителей „Возрастные особенности детей раннего возраста“» размещена в разделах
В ходе совместной предметной деятельности со взрослыми понимание речи продолжает развиваться. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают заучивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в рамках видимой визуальной ситуации. Количество понятых слов значительно увеличивается. Регуляция поведения совершенствуется в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкции, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности связано с тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо объект.
Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни улучшается зрительная и слуховая ориентация, что позволяет детям точно выполнять ряд заданий: выбирать из 2-3 предметов по форме, размеру и цвету; различать мелодии; петь. Улучшается слуховое восприятие, в первую очередь фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки своего родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно - действенное. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст заканчивается кризисом в три года. Ребенок осознает себя отдельной личностью, отличной от взрослого. Кризис часто сопровождается рядом негативных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и т. д. Кризис может длиться от нескольких месяцев до двух лет.