Надежда Гридасова
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Поведение и эмоции. В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их — не только вербально, но и с помощью творчества (например, рисуя).
Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение этих друзей.
В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит раньше времени развеивать веру в них — это нормальный этап психического развития.
Отношения с другими становятся более разнообразными: можно услышать, как малыш извиняется, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее.
Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.
В это же время ребенок начинает размышлять о школе и обо всем, что с ней связано, — эти мысли могут беспокоить его. Мы все боимся неизвестности, поэтому разговор о школьной жизни или даже совместный ознакомительный визит в школу может помочь ребенку меньше волноваться о будущем.
В возрасте 4–5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать — в том числе и в качестве эксперимента. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.
Познавательное и игровое развитие. Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Дети исследуют разницу между фантазией и реальностью, пробуют сюжетно-ролевые игры — например, девочки могут играть в «маму».
Они интересуются, как устроено тело — чужое и их собственное. Например, родители могут обнаружить, что ребенок изучает свои половые органы. Возможно, это повод поговорить о половых различиях и личных границах.
Развитие речи и мышления. Ребенок больше узнаёт о противоположностях (высоко/низко и т. д., может знать буквы и цифры, считать до десяти.
Детская речь в этот период делает большой качественный скачок. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открывает для себя словесную рифму, задает множество вопросов.
В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. В 5 лет он заговорит еще четче, словарный запас увеличится, а предложения станут сложнее.
Физическое развитие. Дошкольники 4–5 лет любят двигаться и всегда активны. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и балансируют на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки — например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.
Ребенку уже проще одеваться самому. Он также может пользоваться вилкой, ложкой, а иногда и ножом — например, чтобы намазать масло на хлеб. Ему все еще требуется присмотр и помощь родителей, но он может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы.
Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Ему или ей могут нравиться игры с песком, сюжетные игры с куклами или другими игрушками, подвижные игры на свежем воздухе.
Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.
Найдите время для творчества: это может быть рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант — музыкальные занятия. Ребенку может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.
Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться. Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
Вам как родителям необходимо.
Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, и вы сможете извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить ребенка к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим чадом следующим образом:
- Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
- Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
- Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
- Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
- Не перегружайте его совесть.
- Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках:
появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
- Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
- Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
Исходя, из вышеперечисленного, зная об особенностях этого возраста, гораздо легче направить ребенка в нужное русло, разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период.