Анна Егорова
Консультация для родителей «Воспитательное значение русских народных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитательное значение русских народных сказок»
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитательное значение русских народных сказок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.
Чтение сказок даёт очень много маленьким и взрослым, помогает им сблизиться духовно. Сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя, в определённых жизненных ситуациях. Народный фольклор отражает моральные устои и традиционные ценности общества.
Следует предостеречь родителей - не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста. Например, в сказках, собранных А. Н. Афанасьевым встречаются выражения недостойные детского слуха; в них же мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку, что может расстроить, огорчить ребенка. Поэтому, прежде чем рассказать (прочитать) малышу сказку, проанализируйте ее сами.
В детстве детей необходимо учить слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Дошкольник рано приучается правильно оценивать размеры явлений, дел и поступков, понимать смешную сторону жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»). Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать и с помощью сказок, в том числе о животных.
Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей»
учат дружить, в сказке «Волк и семеро козлят» добрые и миролюбивые побеждают. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».
Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д.
Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). Наша задача - учить оценивать поступки сказочных героев, дать возможность побывать в роли персонажа, подействовать, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.
Выбор любимого сказочного персонажа ребенком дает повод родителям задуматься о детских проблемах и страхах. Например, если любимый герой - Гадкий Утенок, стоит задуматься и выяснить, не является ли ребенок предметом нападок и насмешек в детском коллективе, не чувствует ли там себя одиноким, не таким как все. Если любимый герой Незнайка – это тоже повод задуматься, почему ребенку нравится ленивый, глупый и неряшливый персонаж.
Воспитание детей сказками состоит в том, что нередко сами взрослые, по ходу чтения сказки дают свою оценку сказочным героям. Например, говорят, что лиса хитрая, а волк простофиля, верит ей, или, наоборот, лиса умница, обманула глупого волка.
Эти комментарии тоже очень влияют на нравственное воспитание детей и формирование у них системы ценностей.
Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально.
По окончанию можно обсудить сказку : что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.
Чтение сказки детям – это необходимая нравственная, духовная работа, которая не менее важна, чем питание и сон ребенка. Поэтому неправильно поступают те родители, которые заменяют чтение сказки просмотром мультиков или прослушиванием сказки в аудиозаписи.
Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка,
а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх
над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.