Ирина Викторовна Сергеева
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Гендер (англ. gender – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Гендерное воспитание – рассматривается как комплексная, психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Публикация «Консультация для родителей „Гендерное воспитание детей дошкольного возраста“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Физиологи, психологи, педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери, а также от воспитания его в ДОУ.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.
Ни для кого не секрет, что система образования в России абсолютно бесполая: бытовая “совместность” мальчиков и девочек в наших детских садах, режим дня - не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек. Питание унифицировано и по времени приема пищи, и по ее ассортименту. Содержательна и по стилю система воспитания. Феминизирована, как педагогическими кадрами (99% - педагогический и обслуживающий персонал в детских садах - женщины, так и в семье - 50% детей живут в семьях, где нет отцов, что особенно неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
1. в физическом развитии и социальном поведении;
2. в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
3. в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :
1. к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
2. в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Что нужно знать родителям о девочке.
Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять окружающим. Когда девочке плохо, она должна знать, что родители готовы окружить ее заботой. Если девочка получает необходимую ей заботу, она доверяет родителям и остается открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью. Для развития своих дарований и талантов девочкам необходима уверенность в близких людях. В противном случае они чувствуют себя ни на что не годными, нелюбимыми и отказываются от поддержки окружающих. Родителям следует понять, что девочки формируют позитивное представление о себе на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.
Отцы часто дают дочерям слишком много самостоятельности и возможности обходиться без посторонней помощи, пренебрегая потребностью девочек в заботе. Если же отец слишком верит в способность дочери делать что-то самостоятельно, она может подумать, будто папа не очень о ней заботится. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
1. Я тебя так люблю!
2. Ты у меня просто чудо, подарок судьбы!
3. Ты самая удивительная, самая прекрасная, я так тебя люблю!
4. Ты украшаешь мою жизнь!
Эти и другие подобные слова ожидает услышать каждая девочка и женщина.
«. Женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской - на прогресс».
«. Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей».
«. Девочки рисуют людей (чаще всего принцесс, в том числе и себя, а мальчики технику».
«. Девочки ориентированы больше - на отношения между людьми».
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей.
1. Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2. Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3. Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
4. У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты" : Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
5. Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
6. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике.
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей.
1. Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
2. Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
3. Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т. е. разрешать быть естественными).
4. Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
5. Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
6. Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
7. Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
8. Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
9. Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
10. Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т. п.
11. Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Основные типы неправильного воспитания
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желание родителей «купить» детскую любовь,
«сюсюканием», задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Типы неправильного воспитания
Безнадзорность, бесконтрольность – когда родители заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе, попадают под влияние «уличных компаний».
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неуставным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате ребенок становится боязливым. Неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя.
Воспитание по типу «кумира» семьи – Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, повзрослев он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоизм. В коллективе его не понимают, переживая это, он обвиняет всех, только не себя.
Воспитание по типу «Золушки» -ребенок чувствует, что отец или мать его не любят. Он переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, озлобленности.
Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество) возникают на основе страха.
В разных семьях могут быть разные представления о воспитании. Тем не менее семья – традиционно – это три любви (супружеская, родительская, детская, слитные воедино.
Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям это счастливое детство, с нежными воспоминаниями от отце и матери.
Воспитание спасет мир – в этих словах Л. Н. Толстого заключена мысль от исключительной роли воспитания.
В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. Игра мальчиков чаще опирается на дальнее зрение они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом, все представленное пространство. Если в горизонтальной плоскости пространства мало, мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф. Игровой стиль у них более «хулиганский».
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение – они раскладывают игровые
предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье, через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию. Игра – элемент созидательного творчества элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки женские.
Ученые разных стран установили, что особая роль в формировании гендерной устойчивости принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатели и родители должны уделять особое внимание. Примерный набор игровых материалов для детей всех возрастных групп представлен в пособии «Материалы и оборудование для детского сада».
Если воспитателям удалось в полном объеме подготовить материалы для сюжетной игры, то можно считать, что для развития детей созданы благоприятные условия.
Нужно обратить внимание:
1. На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
2. На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которых девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери.
3. Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
П А М Я Т К А
1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.
2. Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
3. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
4. Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т. к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.
Просим вас искренне ответить на вопросы.
1. Ваше имя, возраст, образование (желательно….
2. Продолжите фразу: гендерное воспитание – это …
3. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке? ….
4. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.)
…
5. Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек?
…
6. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?.
7. Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? …
8. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация и др.? …
9. Какие черты характера следует формировать у девочек?.
10. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?.
11. Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему? ….
12. На какие вопросы Вы хотели бы услышать ответ: гендерное воспитание, физическое состояние, здоровый образ жизни ребенка, культура поведения и приобщения к культурным ценностям?
…
13. Проявляете ли Вы заинтересованность и участие в конкурсах, совместной деятельности с детьми?
…