Ольга Ясенева
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту.
В процессе повседневной работы необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игр, прогулки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой; следить, чтобы все вещи содержались в чистоте.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- КГН, гигиена. Консультации для родителей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Обучая ребенка умываться, возьмите его руки в свои и спокойно и не-торопливо покажите ему каждый элемент действия, объясняя его смысл (нуж-но тщательно умываться – чтобы быть чистым; поторопился, не подкатил ру-кава – они будут мокрыми; плохо смыл мыло – оно попало в глаза; умылся не аккуратно – приходится менять мокрую одежду).
Чтобы оживить процесс обучения, прочитайте ребенку потешку:
Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Да кусался зубок.
После умывания покажите малышу, как снять с крючка полотенце, рас-править его, тщательно вытереть лицо и аккуратно повесить полотенце на место. Затем подведите ребенка к зеркалу и полюбуйтесь достигнутым ре-зультатом, похвалите малыша за старания.
Обучая ребенка навыкам, вы одновременно учите его аккуратности (не разбрызгивать воду, не лезть в тарелку руками, бережному отношению к ве-щам (вешать полотенце на крючок, не разбрасывать одежду при раздевании, а знать место ее хранения: пальто должно висеть в шкафу, ботинки стоять на полочке и т. д.). При выполнении любого действия дети стремятся подражать взрослому. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему. Поддержите его стремление к самостоятельности, не ругайте за неудачи (грязные руки, мокрые рукава и т. д., наоборот, ободряйте малыша, вместе с ним радуйтесь результатам и при этом помните главное правило: то, что по силам ребенку, он должен сделать сам. Учите его контролировать свои действия после вы-полнения задания. После умывания, глядя на себя в зеркало, к двум годам ма-лыш уже с незначительной помощью приведет рукава в порядок, заправит в шорты выбившуюся рубашку, расческой пригладит непокорный вихор на ма-кушке. Но, начав что-либо делать, он скоро понимает, что у него ничего не получается, и сразу умудряется нужное дело превратить в игру. Приведем пример. Вы собираетесь гулять и выложили перед малышом вещи. Поступая так, вы совершаете ошибку. Вскоре вам придется освобождать растянувшу-юся петлю шерстяной кофты, зацепившуюся за крючок куртки, заново шну-ровать ботинок и отыскивать второй. Поэтому сначала оденьтесь сами (кроме верхней одежды, чтобы ребенок потом вас не ждал (пока вы одеваетесь, пусть он продолжает играть с любимой игрушкой, ведь он не может на-ходиться в бездеятельном состоянии). Затем предложите ребенку помочь вам: пусть он натянет штаны, свитер, ботиночки. При возвращении с прогулки объем самостоятельных действий больше (снять расстегнутую шубу, шапку, свитер, ботинки, штаны, колготки, так как снимать значительно легче, чем надевать. То же самое и при укладывании спать. Пусть ребенок сам попробу-ет расстегнуть пуговицы на рубашке, снять одежду. Покажите малышу, как аккуратно повесить платье на спинку стульчика, поставить под стул обувь, а колготки положить на сиденье стула.
Во время еды пресекайте любую попытку баловства за столом. За общим столом у ребенка должно быть свое место, свой высокий стул. В атмосфере дружелюбия, внимания окружающих ребенок чувствует себя любимым и рав-ноправным членом семьи и у него отпадает желание превращать обед в ба-ловство (крошить хлеб, бросать его на пол, влезать рукой в тарелку, перево-рачивать чашку с соком и т. п.). Ребенок, под вашим контролем и с вашей помощью спокойно и уверенно осваивает трудный процесс самостоятельной еды: (учится сидеть, чуть наклонившись над тарелкой; пользоваться сал-феткой по мере надобности; не болтать ногами; не размахивать руками; не разговаривать громко и др). Перед глазами малыша наглядный образец для подражания, к тому же он сам старается во всем походить на любимых взрос-лых.
Естественно, чтобы достичь таких результатов, понадобится ваше терпе-ние, внимание, разумная помощь изо дня в день. Для малыша важно видеть ваше заинтересованное участие в совместных делах. Он заражается вашим ин-тересом, желает подражать вашим действиям, вникает в суть ваших слов. На-беритесь терпения по несколько раз в день показывать каждый элемент дей-ствия (как правильно мыть руки, пояснять необходимость выполнения дей-ствий в определенной последовательности (сначала наденем трусы, потом колготки; сначала штаны, потом ботинки и т. п., акцентировать внимание ре-бенка на промежуточных (вымыл руки, теперь можно чистыми руками мыть лицо и т. п.) и конечных результатах (сам все съел, сам правильно и аккурат-но сложил свою одежду). И обязательно вместе порадуйтесь достигнутым ре-зультатам.
В ходе совместных с ребенком действий вы выступаете сразу в нескольких ролях: и как образец для подражания, и как помощник в затруднительных си-туациях, и как равноправный партнер, и как главный ценитель достигнутых успехов. Без взрослого ваш малыш пока не может сам оценить свои действия. Улыбайтесь, обнимайте, целуйте своего малыша, восхищайтесь им, радуйтесь тому, что он есть, что он растет рядом с вами.