Татьяна Махова
«Весенние цветы. Первоцветы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
(Ознакомление с окружающим миром для детей 4-5 лет с использованием нейротехнологии)
Тема: «Весенние цветы. Первоцветы"
Цель: Систематизировать знания детей о весенних цветах – первоцветах
Образовательные задачи:
• Учить детей различать, растения первоцветы.
• Учить выделять общие существенные признаки растения (корень, лист, стебель, цветок)
Развивающие задачи:
• Развивать и корректировать внимание, зрительно-пространственную ориентировку, слуховое восприятие и слуховой анализ, речь, программирование и контроль деятельности
Воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательный интерес к миру растений.
Оборудование: Схемы «Первоцветов», предметные картинки первоцветов.
Ход занятия
1 Ребята вот и пришла к нам долгожданная весна. Что весна нам принесла? (ответы детей)
Правильно. Весна принесла нам много солнечного света, тепла. Растаял снег и лед. Земля пробуждается от сна: на деревьях набухают почки, появляются молодые листочки, возвращаются перелетные птицы, просыпаются травка, распускаются первые цветы-первоцветы.
. Мы все про них узнаем и научимся их различать. А сейчас – идем на полянку. Встали все!
(Далее работа с первым блоком мозга: дыхание, растяжка, повторение ритмичных движений – общая активация, настройка на занятие)
Дети встают.
Давайте подышим свежим весенним воздухом! Положите ручки на животик. Вдох – животик вперед, выдох – назад (2 раза)
Вдох – задержали дыхание, выдох, задержали дыхание (2 раза)
А растения вокруг высооокие-высокие. Потянулись ручками вверх – вот такие высокие, а травка низенькая, маленькая, вот такая – присели, потянули ручки вниз.
Мы с вами посмотрим вокруг себя, повернули голову влево, вправо, вверх, вниз. А теперь только глазками – влево, вправо, вверх, вниз, молодцы! Похлопаем себе ладошками раз, два, три, четыре, пять. Еще раз: раз, два, три, четыре, пять.
Садимся на стульчики!
2. Давайте посмотрим, ребята, что же на этой полянке растет?
Какой цветок появляется первым?
Подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. Послушайте, пожалуйста, стихотворение о подснежнике.
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Подснежник.
Рассматривание картинки с изображением цветка:
– Как называется этот цветок?
– Назовите части растения? (листья, стебель, цветок)
– Какой стебель? (невысокий)
– Какие цветки у растения? (белого цвета)
«Мать-и-мачеха».
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Описание педагогом растения: Мать-и-мачеха одна из самых первых зацветает по весне. У неё небольшие желтенькие цветочки на толстенькой ножке-стебельке. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Растёт мать-и-мачеха на открытых солнечных местах.
«Одуванчик»
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый, молодой.
У него чудесный,
Золотистый цвет.
Он – большого солнца
Маленький портрет!
(О. Высотская)
- На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь, давайте нарисуем пальчиком в воздухе маленькие солнышки)
Воспитатель: Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда. Головка цветка всегда движется за солнышком. (С. Красиков) Когда одуванчик отцветает, на месте желтой головки появляется белый шарик из пушинок. На каждой пушинке крепится семечка, и когда дует ветер, он пушинки разлетаются и разносят семена одуванчика.
«Ландыш».
Педагог предлагает детям отгадать загадку:
«Белые горошки на зелёной ножке»
Описание ландыша педагогом: Правильно, это ландыш. Растение – символ весны. Его мелкие белые цветы похожи на душистые колокольчики, два крупных листа обхватывают стебли. После отцветания образуются оранжево-красные ягоды. Они – ядовиты, их нельзя трогать.
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Это первоцветы (Воспитатель показывает изображения разных цветов первоцветов: подснежник, мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик).Давайте все вместе скажем первоцветы. Посмотрите, они такие разные. (гнозис и праксис)
Схемы первоцветов
Посмотрите, на картинку это схемы первоцветов. Давайте соотнесем схему с картинкой первоцвета, на которую она похожа. Молодцы!
Схемы растения
Посмотрите на схему растения. Давайте обведем пальчиком части цветка (корень, стебель, лист, цветок) Молодцы!
- А что у них общего? (есть стебель, листья, цветы, корень)
-А что у них разного?
3. Праксис, программирование и контроль, развитие речи.
Первоцветы – это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются, и из их корня растут стебель, листья. Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.
Давайте поиграем! Встаем!
(Далее упражнения на программирование и контроль)
Дети выполняют движения за педагогом
Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим,
Дождичек польет,
Оно прорастет,
Сначала стебелек,
А затем листок.
Ветерок чуть дышит,
листики колышет
Ну, вот и появился первый весенний цветок.
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.
(слайд)
Физминутка «На лугу растут цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Молодцы, садимся.
(Далее упражнения на развитие речи и вербального контроля)
Словесная игра: «Один – много»
Воспитатель называет единственное число существительного, а дети – множественное.
Одуванчик – (одуванчики); подснежник – (подснежники); ландыш – (ландыши).
Воспитатель называет существительное во множественном числе, а дети придумывают с ним предложение «Я видел много…. (употребление винительного падежа существительных).
(слайд) Игра «Найди лишнее»
(слайд) Игра «Назови и запомни»
(слайд) Игра «Что необходимо цветам для роста?»
(слайд) Можно рвать первоцветы? (нет) Почему?
Помни правила:
• Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
• Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
• Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
• Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если ВСЕ: и Я, и ТЫ,
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
Дорисуй
Зрительно-моторная координация и праксис: дорисуй цветочки и листочки! (раздаточный материал*)
«Что умеет делать растение?»
Воспитатель задает детям вопрос:
Что умеет делать растение? (Расти, питаться, качаться, гнуться, стоять)
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте проведем пальчиковую гимнастику «Подснежники».
Подснежников цветки (Переплести пальцы.)
Распускают лепестки. (Плавно разжать пальцы.)
Ветерок чуть дышит, (Легко плавно подуть.)
Лепестки колышет. (Пошевелить пальцами.)
К цветку носик приближаем, (Податься вперед.)
Аромат цветов вдыхаем. (Втянуть носом воздух.)
Воспитатель: наше занятие окончено, но, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Так давайте же всегда беречь природу!
Воспитатель: Как называются цветы, с которыми мы сегодня познакомились? Ребята, вам понравилось занятие? Чему оно вас научило?