Папки-передвижки

Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка»

Екатерина Пучкина
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Личность ребенка, степень ее гармоничности — дисгармоничности выступает своеобразным зеркалом, отражающим скрытое и явное влияние семьи. Иногда семья — благополучная, беспроблемная, а ребенок сложный, имеет массу психологических и психосоматических отклонений в поведении. Откуда все это?

Публикация «Консультация для родителей „Влияние семьи на развитие личности ребенка“» размещена в разделах

«Внутренний мир ребенка»,— это всегда отражение мира внешнего. А что есть внешний мир для ребенка? Конечно, его семья. И, как отмечает священник Валентин Марков, «. ребенок вырос не сам по себе. Он, как веточка на дереве, которое корнями уходит в глубину прошлого. Семья — это целостный организм. И проблемы молодого росточка — это, в первую очередь, проблемы почвы, на которой он растет. Дерево семьи питается соками родительской любви. Те, кто хочет действительно справиться с проблемами детей, пусть посмотрит, прежде всего, на себя!»

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру. Каким же образом происходит это влияние?

Влияние семьи на развитие личности ребенка происходит путем воздействия нескольких факторов:

1. Во-первых, срабатывает механизм импринтинга, или запечатления: бессознательное усвоение базовых родительских установок, стереотипов поведения, культурных норм и ценностей, эмоциональных паттернов, духовной атмосферы семьи. Ребенок, словно губка, впитывает внутрисемейную атмосферу, причем это происходит с самого раннего возраста.

Серафим Саровский говорил: «Нынче учить никого не надо. Все ученые. Надо показывать». И действительно, вся жизнь родителей является живым примером для их детей. Воспитание — в конечном итоге, это совместное проживание с ребенком его собственного пути.

В биологии известен эффект так называемого «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается к первому движущемуся предмету, который увидит. Причем, как оказалось, если матери-гусыни не окажется рядом, гусенок может «приклеиться» к любому движущемуся объекту: как к одушевленному, так и к неодушевленному. Эта особенность сохраняется всего несколько секунд после того, как птенец вылупится из яйца. Если упустить это мгновенье, эффект «приклеивания» утрачивается безвозвратно.

Так и в жизни ребенка существует определенный критический период времени, требующий заботы, внимания, воспитания со стороны родителя, когда он способен впитывать, подражать, следовать, принимать на веру, другими словами, — «приклеиться». Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время, иначе потом уже будет не воспитание, а перевоспитание. А, как известно, перевоспитывать всегда тяжело, если не бесполезно. Как подчеркивает игумен Евмений, если дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.

У детей потребность в «приклеивании» является естественной — они нуждаются в том, чтобы кто-то оказывал им внимание, находился рядом с ними. И если у родителей не будет такой возможности, то душевный вакуум ребенка обязательно будет заполнен какой-либо другой привязанностью — ведь, как известно, свято место пусто не бывает! Хорошо, если рядом окажется порядочный человек, а если нет? И многие родители спохватываются, когда уже бывает слишком поздно: ребенок, не получивший дома любви и тепла, ищет их на стороне и становится легкой добычей злых сил.

Другой фактор — слово. «Вначале было слово.» Через общение ребенок формирует основные смыслы, которые впоследствии создают уникальную когнитивную карту. Эти свернутые смысловые сгустки во многом определяют основные жизненные стратегии человека, формируют индивидуальную духовную матрицу.

Очень важно родителям быть бережными в отношении слов, которые они произносят, ведь мы все помним, что слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Бывает, что сгоряча сорвутся грубые слова, хочется вернуть их обратно, но дело-то сделано… и осадок остается надолго.

Внутренняя представленность образов матери и отца во многом определит будущие отношения с мужчинами и женщинами вообще. Чем более гармонична родительская семья : мужественный отец, женственная мать, разумная иерархичность и соподчиненность членов семьи — тем больше вероятность будущих гармоничных отношений у ребенка.

В семье очень важно наличие безусловной любви к ребенку. Именно этот момент является решающим в становлении личности ребенка и определяет состояние его духовного и физического здоровья в будущем. «Полюби ближнего как самого себя…» Только безусловная родительская любовь создает ту благодатную атмосферу, которой пропитывается ребенок и впоследствии несет в мир.

Таким образом, все эти факторы формируют духовно–душевно–телесную гармонию (или дисгармонию) личности ребенка. Семья служит той почвой, из которой «вырастают» практически все побеги детской психики. Что же формирует в ребенке семья?

Семья формирует базовое чувство безопасности по отношению к миру и к людям, если развитие и воспитание ребенка происходит благоприятно, или же, наоборот, — базовое чувство недоверия, которое служит основой для возникновения различных сложностей в более взрослом возрасте, — той призмой, через которую ребенок воспринимает окружающий мир как тревожный, враждебный, несущий угрозу.

Семья формирует основные модели поведения. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные стереотипы, а также применяя наказания или поддерживая ребенка.

Семья помогает ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Дети, чей жизненный опыт включал широкий набор различных ситуаций и которые научились справляться с проблемами общения, научились находить компромиссы, прощать, радоваться, будут лучше других детей адаптироваться к новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

Семья формирует ребенка базовые смысловые понятия. В первую очередь:

• отношение к себе;

• стиль отношений с другими людьми;

• представления о себе как о мужчине или женщине;

• нравственные ценности, представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

• жизненные смыслы;

• стремления, идеалы;

• чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своему народу, Родине.

Семья помогает ребенку учиться общаться. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи, а также коммуникативные навыки: стиль общения, способность к компромиссам. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье, а также от четкости и ясности общения.

Семья формирует эмоциональные качества личности ребенка. Эмоциональные стили семьи влияют на формирование эмоциональной сферы ребенка. Свободная экспрессия или эмоциональная сдержанность, запрет на выражение определенных эмоций формируют базовые эмоциональные стереотипы личности ребенка.

Таким образом, семья — основа жизни ребенка, и ничем ее заменить нельзя. Базовым моментом, формирующим личность ребенка, выступает безусловная родительская любовь. Только такой тип любви может обеспечить развитие всех потенциальных возможностей ребенка и раскрыть его духовное, уникальное Я. Безусловная любовь к ребенку — та «почва», на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультации ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА. В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих.

Консультация для педагогов «Развитие личности ребенка в свете гендерного воспитания ФГОС» Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных песен на здоровье ребенка» На протяжении многих веков существовала хорошая традиция укладывать спать малыша под колыбельную песню. Это было неизменно, но сейчас все.

Консультация «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» «Влияние музыки на развитие личности ребёнка через экологическое воспитание» Человек и природа …Философы, поэты, художники, музыканты всех.

Родительское собрание «Влияние семьи на развитие ребенка» «Влияние семьи на развитие ребенка» Задачи: 1. Показать значимость психологического климата в семье для развития ребенка. 2. Расширить знания.

Консультация «Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника» «Центр развития ребёнка - детский сад «Калинка» СТАТЬЯ Тема: "Влияние изобразительного искусства на развитие творческой личности дошкольника".

Консультация для родителей «Влияние компьютера на ребенка» Зачастую родители, сами того не понимая, приучают детей к компьютеру. Причины возникновения зависимости могут быть совершенно разные. Недостаток.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на организм ребенка»Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на организм ребенка» У пальцев человека много рецепторов,которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Тонизирующее действие на развитие организма.

Влияние семьи на развитие ребенка Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово,.

Влияние семьи на речевое развитие ребенка. Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка»
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 16:03
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Влияние семьи на развитие личности ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пучкина (УИ 915666) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД