АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для родителей. Условия и этапы развития самостоятельности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Условия и этапы развития самостоятельности у детей.
Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это способность человека принимать решения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность.
В детском возрасте на каждом этапе развития ребёнка самостоятельность имеет особое значение.
Публикация «Консультация для родителей, Условия и этапы развития самостоятельности у детей» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Для грудного ребёнка проявление самостоятельности будет засыпание в кроватке, а не только у мамы на руках, способность обойтись некоторое время без маминого присутствия.
Для детей до 3 лет признаками самостоятельности являются : умение поиграть наедине с собой и какое-то время обойтись без взрослых.
Чем старше ребёнок, тем более ёмким для него становится определение самостоятельности. В него входят такие компоненты как:
1. Навыки самообслуживания.
2. Способность проявлять инициативу и действовать.
3. Умение выполнять простую домашнюю работу без помощи и контроля со стороны взрослых.
4. Способность совершать обдуманные действия в незнакомой ситуации.
5. Навыки самоконтроля и оценивания результатов своей деятельности.
6. Умение использовать имеющийся опыт в новой ситуации (перенос освоенных действий).
Основа для превращения ребёнка в самостоятельную личность закладывается в раннем детстве.
Для развития самостоятельности у детей родителям необходимо :
1. Знать потребности ребёнка, на основе которых формируются детские интересы.
2. Способствовать творческому развитию малыша, вовлекая его в игровую деятельность.
3. Больше общаться с ребёнком, как на вербальном (словесном, так и на невербальном уровне (мимика, жесты, позы и т. д).
4. Предоставлять малышу возможность действовать самому в посильной для него деятельности.
5. Закреплять навыки самостоятельных действий.
Развитие самостоятельности у детей проходит в 3 этапа. Каждый этап завершается кризисом развития, потом происходит стабилизация. Затем ребёнок развивается дальше, накапливает новый опыт, получает новые знания.
Максимальное выражение потребности в самостоятельности достигается в подростковом возрасте.
Этапы развития самостоятельности у детей.
1. Формирование физической и бытовой самостоятельности.
Этот этап продолжается до 3 лет. Ребёнок в этот период ко всему проявляет любопытство, часто повторяет «Я сам» и приобретает навыки самообслуживания. Родителям важно именно в этот период дать возможность детям проявить самостоятельность.
2. Формирование учебной самостоятельности.
Этап начинается в 6-7 лет и продолжается до кризиса подросткового возраста (12 лет).
С самообслуживанием и бытовыми делами ребёнок уже хорошо справляется и начинает вырабатывать самостоятельность в учёбе.
Для выработки учебной самостоятельности ребёнку приходится развивать силу воли, прилагать усилия, чтобы достигать цели. Сначала в этом ему помогают родители, затем он сам справляется с этой задачей.
3. Формирование личной самостоятельности.
Ребёнок уже имеет бытовую и учебную самостоятельность и подходит к тому, чтобы самому принимать решения.
В 11-12 лет ребёнок уже может иметь своё мнение и принимать решение в разных жизненных ситуациях, ему необходимо предоставлять больше свободы.
Часто родители бывают не готовы принять самостоятельность ребёнка и стремятся его оградить от жизненных проблем.
В этом случае возможно два варианта: в первом случае - ребёнок может протестовать, бороться за свою независимость; во втором случае - он может стать инфантильным. Такими родителями движут страхи.
Они боятся, что он сделает что-то неправильно и им это не понравится, что ребёнок станет непослушным; очень сильно боятся, что станут ненужными ему.
Стоит сказать, что если ребёнку помогать стать самостоятельным и воспринимать его как свободную личность, то менее вероятным окажется, что такие страхи сбудутся.
Литература.
1. Работа с родителями : практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2011.
2. Ярославцева Е. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитываем самостоятельность. - Ростов н/ Д: Феникс, 2015.