Татьяна Тинькова
Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование как средство воспитания детей школьного возраста
Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.
Публикация «Консультация для родителей „Рисование как средство воспитания детей школьного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития детей и активно содействуют этому развитию.
Специфика эстетического воспитания младших школьников состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. Еще К. Д. Ушинский писал, что дети «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе».
Одним из важнейших средств решения проблемы эстетического воспитания воспитанников выступает искусство. Своеобразие искусства обусловлено его предметом, содержанием, социальной функцией и способом отражения действительности. Особенность данной сферы отражения действительности как средства воспитания заключается в том, что в нем сконцентрирован творческий опыт личности, духовное богатство всего человечества.
Уникальность каждого вида искусства представлена своеобразием его художественного языка, оказывающего особое воздействие на человека (слово, звук, движение, цвет, форма, гармония и т. п.). Например, музыка непосредственно обращена к эмоционально-образной, чувственной сфере ребенка. Восприятие музыкальных образов способствует формированию и обогащению мировоззрения школьников, их музыкально-эстетического вкуса, ценностно-ориентированного поведения. Скульптура наглядно передает объемную, пластическую выразительность тела, тем самым способствуя развитию у детей способности воспринимать его форму, гармонию и т. д. Живопись же обращена к нашему восприятию чувства формы и цвета; созерцая живописное полотно, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, но и следим за композицией, расположением фигур и выразительностью рисунка. Все это позволяет учащимся понять и раскрыть художественный образ произведения, соприкоснуться с внутренним миром художника, выразить свое отношение к содержанию картины.
Основная цель занятий искусством со школьниками – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:
развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства;
обогащение эмоционального мира ребёнка;
развитие творческого восприятия произведений искусства. Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я. Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства.
Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Изучение проблемы художественного восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные области науки - эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности.
Познавательно-творческая активность детей школьного возраста представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют занятия изобразительным искусством. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у детей означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ребенка. Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий детей различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития.