Ирина Гридчина
Консультация для родителей «Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 2) Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Возраст моих воспитанников от 3 до 4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Одним из основных методов сенсорного развития детей дошкольного возраста является дидактические игры. (Слайд 3) Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Подбор дидактических игр осуществляется с учетом возраста и интересов детей. Потому что, когда ребенок проявляет интерес, обучение проходит более успешно и результативно. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми играми, которые мы применяем в работе.
Публикация «Консультация для родителей „Дидактические игры как средство сенсорного воспитания и развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дидактический материал подбирается с учё том следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности. Предлагаемые мной игры многофункциональны, красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами детских дошкольных учреждений, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, но и родителями, а также бабушками и дедушками, которые очень любят играть со своими внуками.
Зрительное восприятие (Слайд 4)
Зрительный анализатор, пожалуй, самый сильный из всех существующих. С помощью зрения человек познает окружающую реальность, воспринимает первичную информацию о мире. То, что он видит, вызывает у него положительные или отрицательные эмоции, помогает глубже понять то, как устроена жизнь вокруг.
Игры, направленные на развитие зрительного восприятия
«Парные картинки» (Слайд 5)
Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности — предметной, природной и общественной.
Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину, назначение, а также знакомятся с действиями живых объектов.
Таким образом, решая задачу — подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию. В игре принимает участие небольшая группа детей, между которыми возникает познавательное общение, что имеет, важное значение для их сближения и развития взаимопонимания.
Существует множество дидактических игр на основе принципа подбора парных картинок, хочу предложить вашему вниманию примеры некоторых из них.
• «Составь пары предметных картинок» (Слайд 6)
Цель: учить различать и сравнивать предметные картинки между собой,
правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать предметы, какие изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.
• «Составь пары по цвету» (Слайд 7, 8)
Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;
развивать зрительное восприятие.
Ход игры:
В играх этого типа детям предлагается составить пары предметов, формируя их по цветовому сходству. Среди множества вариантов игр с цветом существуют и игры с предметами. Для таких игр мы предлагаем использовать всевозможные подручные материалы (карандаши, стаканчики, воздушные шары, пробки от бутылок, прищепки и т. д.)
• «Отгадай предмет, какой опишу» (Слайд 9)
Цель: обогащать словарь детей прилагательными; развивать мышление, внимание.
Ход игры:
Воспитатель берёт предмет так, чтобы дети его не видели, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку. На этапе обучения детям предлагается выбрать из нескольких предметов со зрительной опорой, потом из множества на третьем уровне дети не видят предметы, которые описывает педагог. Так же дети могут сами загадать предмет и описать его.
• «Что пропало?»
Цель: развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 карточки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 карточку. Дети отгадывают, какого предмета не стало.
• «Угадай по тени» (Слайд 10)
Эта игра расширяет представления об окружающем мире, закрепляет представление о том, чем питаются некоторые животные; помогает развивать логическое мышление; внимание; память; пространственную ориентацию (справа, слева, сверху, снизу, посередине); зрительное восприятие (соотнесение предметов и их теней).
• «Восприятие формы» (Слайд 11)
К этим играм мы можем отнести те, которые предлагают ребенку соотнести предметы по форме. Это могут быть как плоскостные, так и объёмные изображения. Мы учим ребенка не только определять, но и называть основные геометрические формы и фигуры. (Слайд 12)
Слуховое восприятие (Слайд 13)
Слуховое восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости, высоте, тембру, темпу. Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.
В работе мы используем такие игры как «Угадай, на чем играю» (Слайд 14, «Угадай, кто позвал», (Слайд 15) «Скажи тихо (громко)», «Кто как говорит» и т. д. (Слайд 15)
Тактильное восприятие (Слайд 16)
Осязание - это наиболее обширный орган чувств, так как тактильные клетки, расположенные в коже и слизистых оболочках, распространены по всему телу. Этот орган чувств очень важен для определения того, как мы чувствуем себя и физически, и в духовном плане. Осязание является критическим для всей нервной системы. Через мозг распространяются импульсы, которые могут развивать другие органы чувств.
Более того, осязание непосредственно связано с чувствами и эмоциональным контактом.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
В своей работе мы используем множество игр и материалов для развития мелкой моторики (Слайд 18, 19)
• Массаж ладошек
• Пальчиковые игры
• Разрывание бумаги
• Шнуровки
• Игры с крупами
• Рисование на песке или манке
• Завинчивание крышек бутылок
• Застегивание, расстегивание
• Собирание мозаик и паззлов и т. д.
Восприятие запаха и вкуса
Запах отличается от вкуса дальностью восприятия. Восприятие вкуса происходит с помощью непосредственного физического контакта вещества с поверхностью языка, запах же действует на большом расстоянии. В детском саду мы ведем работу по развитию обонятельного и вкусового анализатора. Это могут быть игры «Узнай по запашу», «Узнай по вкусу».
Роль восприятия заключается в том, что оно объединяет все свойства предмета и формирует у нас представление о самом предмете в целом. По мере накопления знаний о представления будут уточняться, как бы восстанавливаться и приближаться по точности к самому предмету. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если вести ее целенаправленно и систематично. (Слайд 20)