Ирина Васильевна
Консультация для родителей «Экологическая сказка как метод нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация : «Экологическая сказка – как метод нравственного воспитания дошкольников»
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышение их экологической грамотности и культуры. В этой проблеме мы должны, прежде всего, уделять внимание следующим вопросам:
Понимание самоценности природы.
Осознание ребенком себя как части природы.
Публикация «Консультация для родителей „Экологическая сказка как метод нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологические сказки
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обучение азам элементарной экологической безопасности.
Формирование экологически грамотного поведения в быту и на природе.
Понимание то, что в природе все взаимосвязано.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимания зависимости его состояние от действий человека (в том числе и ребенка).
Существует немало форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях: экологические занятия, экскурсии, уроки доброты, экологические музеи, праздники, игры (дидактические, имитационные, игры-путешествия и т. д., экологические тренинги, инсценировки, театрализации, в том числе и экологические сказки. Это пожалуй самый эффективный способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Данная форма работы способствует закреплению в сознании детей норм и правил поведения в природе. Можно обсудить и проиграть различные ситуации сказок.
С этим древнейшим жанром повествовательные литературы мы впервые встречаемся в раннем детстве. Став взрослыми, испытываем глубокую благодарность к родителям и педагогам, которые познакомили нас со сказкой, и понимаем, как необходимо сегодняшним детям не только знакомство с добротой и многокрасочностью сказочного повествования, но и умения самим сочинять сказки. Познакомиться с образцами детского сказочного творчества можно в журнале «Ребенок в детском саду» за 2002г. №4 стр. 51 «Сказки придуманные детьми» («О медвежонке», «Сказка про воробья», «Про одуванчик», «Заячья семья» и др.).
Сказка – это любимый литературный жанр детей. Именно через этот фантастический, игровой жанр легче всего преподносить детям высокие нравственные истины.
Чем же ценна сказка? Тем, что в ней нет открытой, откровенной морали. Она всегда несет в себе подтекст, который выражается не в двусмысленной поговорке «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И в зависимости от того, как, с какой точки зрения будет раскрыт смысл данной сказки, так и будет воспринят детьми тот самый «урок» нравственности и морали, который скрыт в подтексте. А это еще зависит, как не парадоксально звучит, и от политического строя страны. Это я говорю к тому, что каждая политическая система несет свои определенные принципы нравственности и морали. Именно от социального положения в стране зависит воспитание подрастающего поколения. Поэтому одно и тоже художественное произведение, при разном политическом строе, воспринимается по разному. У одних приветствуется, у других – «зажимается». Это ярко можно видеть на примере сказки Чуковского К. И. «Муха-Цокатуха». В свое время Чуковскому запрещали печатать это гениальное произведение, якобы оно несло массу антисоветскую пропаганду антисанитарии и антигигиены, так как муха и прочие насекомые населяющие сказку, это – разносчики заразы. А автор воспевает ее, сочувствует ей, радуется за нее! На самом же деле муха – это всего лишь художественный образ, тот самый подтекст, через который детям преподносятся высокие нравственные принципы : гостеприимство, щедрость, храбрость, высмеиваются и осуждаются человеческие пороки и низменные чувства: трусость, неблагодарность, подхалимство, жестокость.
Таким образом, отождествляя себя с героями сказок, ребенок воспринимает все происходящее в ней, как реальные события жизни, которые взрослые преподносят ему в виде игры с различными превращениями и чудесами, где животные умеют разговаривать и вести себя как люди.
Перевоплощаясь в животных и насекомых, ребенок имитирует движение этого животного и одновременно, проявляет эмоции и чувства свойственные только человеку. Так ему легче всего понять, что такое хорошо, что такое плохо, усвоить правила поведения и культуру общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, и малышами, а так же с живой и неживой природой, проникнуться сочувствием, любовью, заботой к жизни животного и растительного мира на Земле.
Этому очень хорошо может способствовать экологическая сказка, суть которой заключается в том, чтобы через игру, сказочную действительность раскрыть ребенку проблемы экологического состояния природы. Проблемы чистого воздуха, чистой воды, чистой земли. Через экологическую сказку легко раскрыть детям взаимосвязь всего живого на земле: не будет мошек – не будет лягушек, не станет лягушек – не будет цапли и т. д.
И чтобы все это не исчезло с лица земли надо учить детей умело и бережно относиться к природе, в том числе и к человеку. Уметь выстраивать свои взаимоотношения, уметь управлять своими эмоциями и чувствами, уметь ценить добро и быть в состоянии творить добро. Развивать такие чувства в детях помогут сказки : «Волшебная поляна» (Д/в. 03. №7, «Как медведь пень потерял» (Д/в. 98. №4, - есть задание и вопросы к сказке, «Чей дом лучше» (Д/в. 98. №10 – связь животных и растений с местообитанием – домом, а также связь насекомых и растений. Есть вопросы для обсуждения., Белышев И. «Упрямый котенок», Павлова Н. «Под кустом» (о луке, Авенариус В. «Капелька» (журнал «Ребенок в детском саду» 04. №3, а так же сказки, составленные детьми в журнале «Дошкольное воспитание» 98. №11 стр. 11.
Как работать с экологической сказкой? Очень просто! Предложить ребенку самому прочувствовать, прожить жизнь героев сказки. Как? Легче всего через театрализованную деятельность, используя различные методы и приемы : наблюдение, синектику, экспериментирование, МФО, приемы эмпатии, мидитации (представление себя кем-либо, тренинги Сигимовой «Кто Я? Какой Я?», имитации, что детям очень нравится и делают они это с превеликим удовольствием.
Экологические сказки – это вообще-то особые сказки, где все правда, притом с научной точки зрения. Книг, которые знакомят ребенка с различными явлениями окружающего мира, сейчас издается очень много. Их отличают красочные иллюстрации и не мыслимое количество фактов, абсолютно не трогающих душу ребенка. Многие малыши такие книги с упоением листают, по сути оставаясь равнодушными к тексту. Подобное познавательное безразличие и помогают преодолеть умные, то есть экологические сказки. В доступной эмоциональной форме они открывают малышу окружающий мир, не заслоняя познавательной основы книги.
В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с экологической сказкой. Чаще всего они проходят, как часть любого занятия.
Обыгрывая какие-либо ситуации мы приглашаем в гости зайчиков, белочек и др., и как бы с их точки зрения решаем проблемы, поставленные перед детьми. Через игровую деятельность легче воспринимать и решать какие-либо экологические проблемы.