Лещинина Юлия
Консультация для родителей «Чтобы речь стала связной»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие родители! Сегодня мы с вами затронем такой важный аспект в жизни дошкольника, как связная речь. Формирование связной речи – актуальная задача, т. к. многие дети не способны сами освоить этот, согласитесь, не лёгкий процесс.
Действительно, благодаря связной речи мы доступно изъясняемся, доводим нашу мысль до конца и ясно её выражаем. Но не все дети в совершенстве владеют этим навыком, как мы с вами. Вовремя сформированные навыки связного высказывания – это залог высокой успеваемости в школе, а значит положительных эмоций и удовольствия от обучения.
Публикация «Консультация для родителей „Чтобы речь стала связной“» размещена в разделах
Наверняка, вы замечали, что от ребенка очень сложно добиться связного рассказа, например о том, что он видел или делал в цирке, парке, да и просто в садике. А ведь это неспроста! А значит, предстоит работа над повышением речевой активности ребенка, и так же работа по обогащению словаря. И кто же как не мы поможет нашим детям в этом?
Но для начала мы поподробнее разберемся, что же такое «связная речь».
Итак, основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Но обе формы объединяет единая природа происхождения : потребность людей общаться друг с другом.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Так как же формировать связную речь? Как мотивировать ребенка заговорить и рассказать о чем либо? Сразу скажу, что в этом случае, нудные каждодневные занятия не для нас! Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком или в творческих играх.
Дети данного возраста уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им следующее ненавязчивые задания:
Вы прекрасно знаете,что в этом возрасте дети очень любят мультфильмы. Предложите ребенку вспомнить недавно просмотренный мультик, или расспросите ребенка про его любимый мультфильм, ,попросите его рассказать, про что он смотрел мультик, кем были главные герои и чем он закончился.
Можно петь хорошо знакомые песенки и заменять в них слова на другие, немного повеселимся. Уверяю, вашим деткам понравится такой вид работы, вот уж где полет детской фантазии не знает границ!
Хорошо если вы подберете сюжетные картинки и вместе с ребенком рассмотрите их, сначала с наводящими вопросами, а после, постепенно сводя их на нет,пускай ребенок сам рассказывает всё, что видит.
Заучивайте с ребенком интересные и небольшие стишки. Пускай ребенок попытается их читать с разной интонацией и силой голоса. Например : пускай этот стишок расскажет лисичка, а потом косолапый мишка.
Не только спрашивайте с ребенка, но и рассказывайте ему интересные истории из вашей жизни, из вашего детства,например, кем вы хотели стать, о чем мечтали.
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми они пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится мало понятной. Связная (монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют,либо развиваются с большими отставанием.
Поэтому, чтобы ваш ребенок в соответствии овладел связной речью, предлагаю вашему вниманию следующие игры:
Помните, что дети 5-6 лет должны уметь:
Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе. Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием. Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Благодаря этим играм и заданиям вы поможете своему ребенку сформировать связную речь.
Всего доброго, до свидания!