Рахматуллоева Мунира
Консультация для родителей «Спастись от гаджетомании»
▼ Скачать + Заказать документы
Сразу поясним, почему речь идет о возрасте средней группы детского сада. Дело в том, что детей до 3 лет (включительно) лучше беречь от гаджетов, если вы не хотите, чтобы ребёнок отставал в психическом развитии. В первые три года малыш манипулирует предметами, познает свое тело и окружающий мир, общается с родными, осваивает речь, и гаджеты не могут помочь ему ни в одном из этих важных дел. Понятно, что не у всех родителей получается вести себя правильно, в результате чего даже годовалые дети сейчас тыкают пальчиками в экраны родительских смартфонов. Поэтому приведённые ниже рекомендации годятся и для детей более младшего возраста, хотя мы рекомендуем знакомиться с электронными устройствами не раньше 4 лет.
Публикация «Консультация для родителей „Спастись от гаджетомании“» размещена в разделах
Прежде всего, нужно понять, что гаджетомания — это зависимость, такая же, как алкогольная или наркотическая. Она вполне может сформироваться уже к 6-7 годам, если вы:
1. Частенько даете малышу смартфон или планшет «лишь бы не приставал и дал дела поделать (или отдохнуть)», в результате чего гаджет становится для него заменителем мамы или папы.
2. Мало занимаетесь с ребенком, не играете с ним, не читаете, не принимаете всерьез детские проблемы. Ему ничего не остаётся, как уйти в другую, более приятную реальность.
3. Сами постоянно смотрите в экран смартфона или планшета. Тогда ребёнок будет копировать ваше поведение, несмотря ни на что. Начинать изменения нужно с себя.
В основном родители беспокоятся только о зрении малыша, не знающего меры в играх, а зря. Раннее использование гаджетов действительно опасно для глаз, поскольку до 6-7 лет развивается объёмное зрение, и только к школьному возрасту формируется плоское, необходимое для считывания информации с листа или экрана. Но для того, чтобы зрение заметно испортилось, нужны ещё плохая наследственность и недостаток дневного света. Опасны гаджеты и для осанки, потому что сидеть в правильной позе при их использовании почти невозможно, а детский позвоночник ещё слаб, ведь он растет и развивается.
Но самое неприятное — последствия для психики ребенка. Здесь и эмоциональная зависимость от гаджета, когда без него «жизнь не мила», и предпочтение виртуального мира реальному. Это выражается, например, в том, что родители, спохватившись, что чадо всё время играет, предлагают вместе сходить в парк, а ребёнок отвечает, что лучше останется дома с планшетом. А еще ребёнок получает плохо развитое воображение (в гаджетах готовые яркие картинки, в которых нет места фантазии, клиповое мышление (отдельными фрагментами, как информация в интернете, отстающую мелкую моторику (обводить пальцем буквы в планшете гораздо легче, чем выписывать их ручкой) и многое, многое другое.
Но неужели гаджеты совсем бесполезны, спросите вы, ведь там столько игр для развития малышей и хороших мультфильмов! Дело в том, что почти все развивашки, спрятанные в электронных устройствах, являются просто заменой настоящим играм. Для детского развития лучше раскрасить реальную, а не виртуальную картинку, поиграть в доктора с игрушечной аптечкой и куклами-пациентами, слепить пиццу из настоящего пластилина и выучить цифры на магнитной доске. А ещё очень важно играть с настоящими, а не виртуальными друзьями. Просто реальные игры и занятия требуют хотя бы минимального включения в процесс родителей, а в гаджетах все работает само собой. Дал телефон и забыл на время про ребёнка. Но проще — не значит лучше.
Тем не менее совсем лишать ребенка гаджетов не стоит — в них спрятан целый огромный мир, а дети 4-5 лет так любопытны, что родители не всегда могут ответить на все вопросы любимых почемучек. Поэтому можно и нужно использовать гаджеты для познания, развития и удовлетворения любопытства, ведь в сети можно наблюдать планеты из космоса, увидеть медведей на Северном полюсе, найти ответы на любые вопросы. Но выход в интернет должен происходить под контролем родителей, а лучше всего вместе с ними. Будьте очень осторожны с «умными» колонками, которые подбирают материал в сети по голосовому запросу ребёнка. Такие вещи обязательно должны иметь жесткую систему родительского контроля — в сети много опасной и недетской информации.
И безусловно можно смотреть хорошие мультфильмы и кинофильмы, которые учат доброте и сочувствию, общечеловеческим ценностям. В русских сказках, например, всегда есть смысл и мораль.
Что вы можете сделать для того, чтобы спасти ребёнка от гаджетомании :
1. Обязательно ограничивать время, проведенное у экрана. Для детей от 4 до 5 лет — 30 минут в день. Впрочем, здесь надо отталкиваться от индивидуальности ребёнка, главное, чтобы это время не менялось.
2. Лимит времени должен быть правилом, которое нужно соблюдать беспрекословно. Ребенок всегда будет просить больше минут, пытаться подвинуть границы в свою пользу. Не забывайте о том, что детям гораздо легче живётся по правилам, чем без.
3. Оторвавшись от гаджета, ребёнок должен активно подвигаться, в идеале — выйти погулять на свежий воздух.
4. Не давайте ребёнку играть перед сном — он перевозбудится и будет плохо спать, а сновидения будут связаны с играми.
5. Если вы видите, что у ребёнка появились негативные эмоции (страхи, тревожность, агрессия, связанные с гаджетами, нужно временно исключить игры и разобраться, что происходит.
6. Строго контролируйте то, во что играет и что смотрит ваш ребёнок. Самостоятельно подбирайте ему материал, смотрите вместе с ним, обсуждайте.
7. Больше занимайтесь с ребёнком, чтобы смартфон не казался ему интереснее родителей.
В целом задача минимум для родителей — показать ребёнку, что реальный мир богаче и прекраснее виртуального. Задача максимум — вырастить адекватного человека, не зацикленного на гаджетах, но умеющего применять их для реализации своих целей.