Фатима Яхина
Консультация для родителей. Скоро в школу
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время ни для кого не секрет, что правильная, соответствующая возрастным нормам речь, - это залог успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребенка и исправить их до начала его обучения грамоте.
Публикация «Консультация для родителей, Скоро в школу» размещена в разделах
Далеко не все родители уделяют должное внимание подготовке ребенка к школе, и не придают серьезное значение несовершенству речи своих детей, надеясь на то, что со временем дефекты устной речи исчезнут без специализированной помощи. Есть и такие родители, которые в дефектном произношении звуков речи не видят причин для беспокойства считая, что такое произношение не мешает в дальнейшем жить и учиться.
Ребенок говорит, подражая речи взрослых. Если он слышит небрежную, нечеткую, чересчур громкую речь, то будет говорить так же. Если окружающие говорят четко, ясно, спокойно, то ребенок будет говорить в соответствии с этими образцами.
Быть готовым к школе – не значит уже сейчас уметь делать все то, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе – значит, быть готовым всему этому научиться. Основные компоненты речевой системы, от развития которых зависит успех овладения школьной программой.
1. Состояние звукопроизношения.
К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
2. Состояние фонематических процессов.
Ребенок должен слышать и выделять звуки речи:
-определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
-подбирать слова с определенным звуком;
-определять первый и последний звук в слове;
-определять количество звуков в слове;
3. Состояние грамматического строя.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, словоизменение (стул – стулья, согласовать части речи (синее полотенце); у ребенка должны быть развиты навыки управления (вышел из дома; рассказал о друге).
4. Состояние слоговой структуры слова.
Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: перекресток, экскаватор, велосипедист, водопроводчик и т. д.
5. Состояние словарного запаса.
Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели. Будущий первоклассник должен уметь обобщать («назови одним словом», классифицировать («распредели на группы», выделять лишнее.
6. Состояние связной речи
Следует учить будущего школьника рассуждать, развернуто отвечать на вопросы, пересказывать текст, составлять рассказ по картинкам.
Кроме того, уделяйте как можно больше времени совместному чтению. Ведь чтение – залог не только широкого кругозора, чтение – залог грамотного письма. Читайте с ребенком как можно больше!
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.
Можно использовать следующие виды заданий:
- Пальчиковые игры
-Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
- Раскрашивание изображений и рисование.
-Собирание мелкого конструктора и мозаики.
-Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
-Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
-Лепка из пластилина и глины.
-Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
- Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. И, конечно, самое главное при поступлении в первый класс – наличие у будущего школьника желания учиться, узнавать новое. Осталось совсем немного времени до того волнующего дня, когда Вы станете родителями первоклашки. Впереди не только радости, но и серьезные проблемы и испытания, для преодоления которых Вам потребуется немало сил. Будьте СЧАСТЛИВЫ, будьте ТЕРПИЛИВЫ и УВЕРЕННЫ в том, что Ваш ребенок ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, УМНЫЙ, КРАСИВЫЙ, а главное ЛЮБИМЫЙ!