Замятина Екатерина Алексеевна
Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал оформила на стенд для родителей с картинками из сказок.
Роль сказки в воспитании нравственных качеств ребёнка
Уважаемые мамы и папы! Как часто нам в детстве читали сказки! Как часто сказки мы читаем своим детям. В чём притягательность сказки, почему её все так любят? И какое влияние оказывают сказочные образы на ребёнка? Давайте вместе найдём ответы на эти и другие вопросы.
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Как известно, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные эталоны человеческих поступков и качеств: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость.
Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Сказки способствуют становлению и развитию социокультурного опыта ребёнка.
Итак, если сказка рядом, то ребёнок может:
• сравнивать свои поступки с героями сказок и самостоятельно делать выводы;
• оценивать поступки сказочных персонажей с точки зрения нравственных норм;
• научить понимать и любить всё живое;
• фантазировать, изменять сюжет сказки, придумывать новые сюжеты, т. е. развивать творчество;
• осваивать нормы литературного языка;
• стремиться стать лучше.
Что может взрослый, читая или рассказывая ребёнку сказку:
• поднять настроение;
• познакомить с нравственными понятиями;
• разрешить конфликт;
• развивать эмоциональный отклик ребёнка на сказку.
Когда нужно читать детям сказки?
• введите добрую традицию – читать сказки ежедневно, когда позволяет время. Старайтесь читать сказку, понимая, что это необходимо вам обоим;
• чаще старайтесь сказку рассказывать, тогда вы будете видеть глаза ребёнка;
• старайтесь сочинять сказки, в которых рассказывается о событиях прожитого дня, обязательно включайте героев, которые близки вашему ребёнку. Все сказки заканчивайте только добром;
• помните, что чтение сказок на ночь – это создание доброй атмосферы дома, теплоты, взаимопонимания и любви.
Как надо общаться со сказкой?
• рассказывать сказку искренне, не торопясь;
• знать, где, когда и зачем нужна та или иная сказка;
• старайтесь не использовать те сказки, где есть ужасы и кошмары. Берегите психику ребёнка!
• никогда не комментируйте сказку следующим образом: «Вот не будешь слушать, тебя также.». Это развивает в ребёнке страх, тревожность.
• старайтесь не рассказывать нравоучительных сказок ребёнку. Выводы он уже умеет делать сам.
Предлагаем вашему вниманию некоторые игры со сказками. Играя со сказкой, учитывайте настроение, желание ребёнка, его самочувствие.
Как можно поиграть со сказкой?
1. Сказку можно изменить, превратив её в загадку, например, «Угадай, из какой мы сказки?»
Мне очень приятно быть на голове моей хозяйки. Она очень добрая девочки, часто ходит в гости к бабушке. Но моя хозяйка очень доверчивая, она даже поверила коварному волку, поэтому произошли всякие неприятности.
2. Можно поиграть в игру «Отгадай сказочного героя». Например, эта девочка родилась из цветка, она была очень маленькая, и ее хотели отдать замуж за жабу. Кто это? Поспросите ребенка описать того или иного сказочного ребенка. Через такие игры очень хорошо развивается речь, ребенок учиться строить сложные предложения.
3. Можно прочитать ребенку предложение из любой сказки и пусть он отгадает, что это за сказка. Задайте вопросы ребенку: «А ты помнишь, что еще происходило в этой сказке? Как звали главных героев? Какой герой тебе нравится больше и почему?» Дайте возможность ребенку кратко пересказать сюжет. Таким образом, вы будете работать не только над развитием речи, но и памяти.
4. Можно придумать смешные истории, героями которых будут смешные имена, например:
Жили, были господин Утюг и госпожа Гладильная доска.
Однажды Гвоздик и Шурупчик решили отправиться в гости к дядюшке Молотку и т. д.
5. Понравится детям и игра «Что было бы, если…». Для этой игры нужно взять подлежащее и сказуемое и начать фантазировать. Например, что было бы, если бы твой диван мог летать? Что было бы, если бы, ботинки умели разговаривать? И т. д.
6. В преддверии школьной жизни можно сочинять сказки про буквы, цифры, школьные принадлежности.
Пусть сказка будет вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго ребёнка.
Спасибо за внимание!