Любовь Ивановна Гурьева
Консультация для родителей «Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка»
Тема: Роль дидактической игры в формировании и развитии фонематического недоразвития речи.
Цель: познакомить родителей с дидактическими играми, направленными на формирование и развитие фонематического слуха и зрительного восприятия.
Публикация «Консультация для родителей „Роль дидактической игры в формировании и развития фонематического недоразвития речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Учитель-логопед: Гурьева Л. И.
п. г. т. Малиновский. 2013г.
- Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим – это звуки. Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком и заканчивается. В середине слова тоже звуки. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов букв. Есть буквы – загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться слушать и слышать звуки.
Есть физиологический слух – это умение слышать звуки окружающего мира: шум ветра, скрип двери, пение птиц, гудок автомобиля, музыку.
А есть фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.
Недостаточное развитие фонематического слуха, тормозит процессу звукообразования у детей, а в последствии, дети плохо справляются со звуковым анализом и синтезом слов в школе, что приводит к ошибкам на письме. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. На помощь придет дидактическая игра.
Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений
Что же такое дидактическая игра, развивающая фонематический слух ребенка с общим недоразвитием речи? Это многоплановое, сложное педагогическое явление, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, это основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели : обучающая, которую преследует взрослый и игровая, ради которой действует ребенок. Это разновидность игр с правилами, специально созданными взрослыми.
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача, решая которую в занимательной форме, дети достигают положительного результата, игровое действие – основа игры, является рисунком сюжета игры, правило, которое помогает управлять воспитательно-образовательным процессом. В игре детей, прежде всего, увлекает игровое действие, оно стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребенок выполняет дидактическую задачу. Дидактическая игра имеет и определенный результат, который является финалом игры, где подчеркиваются достижения каждого ребенка, а для педагога результатом является показатель успеха детей в усвоении знаний и умений.
В какие игры можно поиграть с ребенком дома?.
Дидактическая игра : «Что сказали звери?».
Материал: корова, курица, кошка, мышка.
Что сказала корова? - му. Назови первый звук.
Что сказала курица? – ко. Назови первый звук.
Что сказала кошка? – мяу. Назови последний звук.
Что сказала мышка? – пи. Назови последний звук.
Дидактическая игра : «Загадка».
Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»?
Покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»?
Услышишь в словах звук «Д» - подними два пальчика.
Дом, изюм, дети, мак, дыня, море, дуб
Услышишь звук «Т» - подними три пальчика.
Торт, мышь, рама, куст, тигр, заяц, трюм.
Дидактическая игра : Гуси и куры.
Как разговаривают гуси?- га-га-га.
Как разговаривают куры? – ко-ко-ко.
По команде «Гуси»- выбери картинки со звуком «Г».
По команде «Куры» - выбери картинки со звуком «К».
Дидактическая игра «Поймай звук».
Слушай стихотворение и хлопай в ладоши каждый раз, когда услышишь звук «С».
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Здесь представлены некоторые дидактические игры на развитие фонематического слуха, в которые можно поиграть с ребёнком. За этими играми можно не только весело и интересно скоротать время, но и провести это время с пользой.