Суренко Ольга
Консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию речи детей 3-4 лет.
Толковый словарь: речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые п произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации по развитию речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Овладение речью - сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.
Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью.
Далее рассмотрим, что могут сделать родители для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно :
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия.
• Для развития артикуляционного аппарата можно использовать артикуляционную гимнастику.
«Лопатка». Пусть ребенок представит, что его язык — это широкая лопата. Нужно вытянуть язык, широко разложить его на нижней губе и удерживать 10—15 секунд.
«Маляр». Пусть ребенок немного побудет маляром, которому нужно побелить (поводить языком) стены (щеки) и потолок (небо).
«Лошадка». Пусть ребенок представит, что он лошадка, и цокает копытами. При этом язык как бы приклеивается к небу, его нужно медленно, с усилием оторвать от неба со звуком, похожим на цокот копыт.
«Вкусное варенье». Пусть ребенок представит, что он съел вкусное варенье, и у него испачкалась верхняя губа. Нужно облизать варенье, но не из стороны в сторону, а по всей поверхности губы, сильно вытягивая язык. Облизывать губу надо не кончиком, а широким языком.
«Иголка». Откройте рот, высуньте далеко узкий язык и представьте, что это иголочка. Удерживайте его в таком положении 10—15 секунд.
• Так же для развития артикуляционного аппарата нужно использовать звукоподражательные слова, голоса животных (например, паровоз гудит «ту-ту» колокольчик звенит «динь-динь»; корова мычит «му» и т. д.)
• Игры на развитие силы голоса.
Игра «Часы». Большие часы ходят так:- «ТИК-ТАК! ТИК-ТАК!», а маленькие часы ходят так :- «Тик-так! Тик-так!». Затем меняетесь ролями.
Игра «Ноги». В этой игре ребенку нужно будет сочетать речь с движением.
Большие ноги шли по дороге - ТОП,ТОП- ТОП,ТОП. Маленькие ножки бежали по дорожке- Топ- топ! Топ - топ!
Игра «Ветер». Ветер сильный воет «С-С-С», легкий ветерок «с-с-с».
• Речевое дыхание. Для правильного звукопроизношения очень важен ротовой выдох – плавный и длительный. Поэтому необходимо развивать у ребенка дыхание. Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох и выдох, складывая губы трубочкой. Не надувайте щеки при выдохе! С этой целью можно использовать мыльные пузыри, дудочки, губные гармошки, свистки и т. д.
Развитие словарного запаса.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно. Не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их ( отвечая на вопросы: «Что это? Кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (Какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека.
Далее от называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике (например «Кто больше скажет слов о яблоке? Какое оно?»). При рассматривании разных предметов или картинок с предметами ребёнок учится сравнивать и называть слова с противоположным значением (антонимы) : эта кукла большая, а та …маленькая, карандаш длинный и короткий, лента узкая и широкая, дерево высокое и низкое, волосы у куклы светлые и тёмные.
У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка –это одежда; кукла, мяч-это игрушки; чашка, тарелка – это посуда, развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки, соотносить целое и его части (поезд - окна, вагоны, колёса).
В этом возрасте дети учатся понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит – рыба … плывёт; дом строят –суп …варят; мяч сделан из резины, карандаш …из дерева.
В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.
Формированием грамматического строя речи.
В развитии грамматического строя речи занимает развитие понимания и использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком правильной формы слова.
Например, в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (не стало утят, игрушек, нет тапочек, платья, рубашки).
Использование пространственных предлогов (в, на, за, под, около) подводит ребёнка к употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом, около кровати). Можно поиграть с ребёнком «В прятки», что поможет освоить эти грамматические формы (игрушки прячутся в разных местах, а ребёнок находя эти места правильно называет слова с предлогами).
Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх «Кто что делает», «Кто больше назовёт действий?», «Что делают на музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает учитель? Строитель?». В игре «Что? Где? Когда?» можно задавать вопросы в трё х вариантах: «Что ты делаешь в группе, зале, дома?», «Где ты играешь, спишь, умываешься?», «Когда ты здороваешься, прощаешься, раздеваешься?». Такие игры можно проводить на улице, спрашивать о временах года, о знакомом ребёнку окружении.
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым. Например, игра «Что умеет делать Саша?». Взрослый начинает: «Саша умеет …пол (подметать, цветы (поливать, посуду (мыть,вытирать)». Также можно предложить малышу картинки, а малыш называет действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляет однородные члены, составляя предложение по картине.
Таким образом, взаимосвязь всех сторон речи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи.
Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных произведений (воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, а затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребёнок заканчивает предложение)и, наконец самостоятельно, рассказыванию по картине, игрушке (сначала ребёнок отвечает на вопросы по содержанию картины, а затем составляет короткий рассказ вместе со взрослым, а затем самостоятельно).
Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т. д.