Чухнина Галина
Консультация для родителей по речевому развитию детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по речевому развитию детей 2–3 лет
Особенности речевого развития детей 2–3 лет
Речь ребёнка в 2 года активно формируется параллельно с развитием основных психических процессов: мышления, внимания, памяти и восприятия.
Публикация «Консультация для родителей по речевому развитию детей 2–3 лет» размещена в разделах
Нормальное развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3–4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные (60% всего словаря) и глаголы (в среднем 25% от общего количества слов). Встречаются прилагательные (около 10%, местоимения, предлоги, и наречия. Прилагательными ребёнок обозначает:
• размеры предметов (большой, маленький);
• цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный);
• свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий);
• качества (хороший, плохой);
• форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи — фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина).
Грамматические особенности речи
Основное наполнение детской речи в этом возрасте – простые повествовательные или восклицательные предложения. Сложные предложения появляются нечасто, их образцы должны давать в своей речи родители малыша.
Вопросительные предложения пока задаются интонацией, хотя дети в этом возрасте уже в состоянии использовать вопросительные слова: где, почему, когда, как.
Звукопроизношение
Органы произношения на третьем году жизни ребёнка значительно окрепли, мышцы языка, губ, нижней челюсти работают более слаженно. Однако в звукопроизношении двухлетних зачастую встречается много трудностей.
Чаще всего страдает произношение шипящих звуков, которые заменяются свистящими, как более лёгкими по артикуляции (кася – каша, сяпка – шапка, коська – кошка). К трем годам в речи ребенка появляются звуки С и З. Но пока могут отсутствовать звуки Ц, шипящие и сонорные (Л,Ль,Р,Рь)
Слова из 3–4 слогов ребёнок укорачивает, меняет слоги местами, пропускает отдельные звуки, хотя в простых словах те же самые звуки он произносит безупречно.
Норма речевого развития от 2 до 3 лет
Ребёнок этого возраста свободно ориентируется в ближайшем окружении, знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объёму сказки с простым сюжетом. Он пока не может в полном объёме их пересказывать, но в состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова.
К концу третьего года жизни малыш способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте.
Его пониманию недоступны отвлечённые категории, обозначаемые словами типа дружба, болезнь, страх. Грамматические ошибки в согласовании частей речи считаются в этом возрасте нормой. Фразы, произносимые малышом, чаще всего простые, состоящие из 3-4 слов. Малышам 2-3 лет недоступна шепотная речь.
Признаки задержки развития речи
Поводом для тревоги у родителей двух-трехлеток становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Если ребёнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.
Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
• ребёнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
• активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
• дети с трудом строят даже короткую фразу;
• в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
• при произношении отдельных звуков у ребёнка заметно напряжение или подёргивание мышц лица;
• он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по её содержанию, пытаться пересказать;
• у малыша возникает сложность при собирании матрёшек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырёх частей.
Как избежать задержки развития речи
Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
• Показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
• Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
• Учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
• Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
• Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.
Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.
Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребёнка начиная с раннего дошкольного возраста, стимулирует речевые области головного мозга.
Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года.
Развитие речи у 2-летних детей идёт во многих направлениях. Для её совершенствования требуется неустанная работа родителей по наполнению словаря, коррекции звукопроизношения, обучению детей высказываться и задавать вопросы. Знакомство детей с народными потешками, стихами для малышей, проверенными временем, стимулирует развитие речи малыша.