МААМ-картинки

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»

Юлия Анискова
Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной или письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок, будучи учеником, овладеет чтением и письмом.

На что необходимо обратить внимание:

Речевая коммуникация

Звукопроизношение

Фонематическое восприятие

Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность к школе“» размещена в разделах

Словарь

Грамматика

Связная речь

1. Говоря о речевой коммуникации, важно отметить, что к началу школьного обучения ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Ребёнку с плохо развитой речью трудно вступать в общение с окружающими, он не может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. Ребенок может стать молчаливым, замкнутым, раздражительным.

2. Немного остановимся на звукопроизношении и фонематическом восприятии – в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Придя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить все звуки в словах и в потоке речи. Он не должен пропускать звуки, искажать или заменять другими.

Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое фонематическое восприятие будущего школьника. Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Например, слышать и различать схожие по звучанию звуки родного языка (шипящие – свистящие [ш-с]; звонкие – глухие [з-с]; твёрдые – мягкие [с-с’]). Также, старший дошкольник должен уметь определять позицию звука в слове (находить его место – начало, середина или конец слова).

Чем же может быть чревато несовершенство фонематического восприятия?

Детям с фонематическими нарушениями восприятия будет очень сложно овладеть навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что может послужить, в свою очередь, причиной появления дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать.

Для этого есть множество игр-упражнений:

- повторение слоговых цепочек «Скажи как я» : «ма-мо-мы-му-мэ»,

- определение лишнего слога: па-па-ба-па, кы-гы-кы-кы и т. д. ;

- нахождение слов с заданным звуком «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р]»;

- «Аукцион слов» : кто больше назовет слов с заданным звуком;

- игра «Цепочка» : каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего: дом – мост – трон – нос и т. д. ;

- определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;

- деление слов на слоги;

- звуко-буквенный анализ слов (определение количества звуков в слове, их последовательность);

- «Звук заблудился». Читаем детям стихотворные строки, предлагаем найти ошибку и исправить ее:

На пожелтевшую траву

Роняет леВ свою листву.

Маше буЛка надоела,

Маша буЛку не доела.

3. Словарь – к началу школьного обучения у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи ребенок должен активно использовать обобщающие слова (транспорт, мебель, музыкальные инструменты, головные уборы и пр.); антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.); синонимы ( например: пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д., слова – действия, слова – признаки.

Игры-упражнения:

- «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Кто больше назовет слов-действий про лягушку, папу и т. д.», «Кто больше подберет слов-признаков про маму, про ветер…»

4. Грамматика – к началу школьного обучения ребё нок должен уметь образовывать падежные формы имен существительных: например, Мальчик кормит кого (собаку, козу и т. д., Девочка мечтает о чем (о платье, о кукле). Преобразовывать имена существительные ед. ч во мн. ч. : например, бабочка – бабочки, вагон – вагоны, гнездо – гнёзда, ухо – уши. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (Мама купила красную ленту., согласовывать существительные с числительными (одна тетрадь, три тетради, пять тетрадей; один карандаш, два карандаша, семь карандашей). Изменять глаголы по временам (делал, делаю, буду делать). Понимать различные грамматические конструкции : например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди) и т. д. А также правильно образовывать слова. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: например, (ключ – ключик; звезда - звездочка); образование прилагательных от существительных (шкаф из дерева – деревянный, хвост лисы – лисий); образование глаголов от прилагательных (красный – краснеть, жёлтый - желтеть). Образовывать однокоренные слова по образцу (стол – столовый, сад – садовый). Уметь употреблять предлоги (выглянул из-за угла, залез под стол).

5. Связная речь – к началу школьного обучения ребё нок должен уметь:

- составлять предложения из 3, 4, 5 слов;

- уметь называть в предложении только второе слово, только четвёртое и т. д. ;

- пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки;

- составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картин;

- уметь наизусть читать любимые стихотворения;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение).

Мы взрослые должны помнить, что необходимо использовать каждую возможность общения с ребенком. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. И самое главное – учиться слушать и слышать ребенка! Ведь не для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда, когда это кому-то интересно.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе» Консультации для родителей «Готовность ребёнка к школе» Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Консультация для родителей Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь.

Консультация для родителей «Готовность к школе, что мы не понимаем?» Весна —время хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: мотивационную, волевую, интеллектуальную и социальную готовность.

Консультация для родителей «Речевая готовность детей к школе» Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение.

«Речевая готовность ребенка к школе». Консультация учителя-логопеда для родителей Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность ребенка к школе». Готовность к школе — это не только обучение чтению и.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Выступление на собрании родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребёнка к школе» Слайд 1 Речевая готовность к школе. Слайд.

Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речевая готовность ребенка к обучению в школе Речь имеет чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Формирование грамматически правильной,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 10:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Речевая готовность к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Анискова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД