Лариса Сорокина
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов: мотивационную, волевую, интеллектуальную и социальную готовность.
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так.
Задайте ребенку вопрос, почему он хочет пойти в школу?
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая готовность к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Часть детей хочет пойти в школу совсем не для того, чтобы учиться, а для того, чтобы как-то изменить свою жизнь, которая их не очень устраивает. Так, среди ответов встречаются следующие:
«В школе не надо будет спать днем».
«Там можно играть с друзьями».
«Когда я пойду в школу, то меня будут отпускать ходить одну по городу».
«Я пойду в школу потому, что мама так сказала».
«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетрадки, пенал и портфель».
Если у ребенка сформировалась внутренняя позиция школьника, то он будет отвечать:
«Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно».
«Интерес к новым знаниям, желание научиться новому».
«Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки!»
Т. е. социальные, учебно-познавательные, оценочные мотивы.
Очень важно объяснить ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Важной стороной психологической готовности к школе является и волевая готовность :
• способность управлять своим поведением
• умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
• стремление преодолевать трудности
• стремление к достижению результата своей деятельности
( нравственно-волевые качества: настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, прилежание, усидчивость, терпение, ответственность, дисциплинированность, организованность, внимание, любознательность и т. д.)
• умение понять и принять задание учителя, подчинять ему свои непосредственные желания и побуждения
• сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.
Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли.
(Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование; настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, подвижные игры)
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие знаний об окружающем мире, определённый уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, восприятия и мелкой моторики ребёнка; умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность.
Развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них; постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы; наблюдайте за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов; сравнивайте и сопоставляйте предметы, находите их сходства и различия; развивайте мелкую моторику рук.
Коммуникативная (социальная) готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками; способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.