Снежана Емельянова
Консультация для родителей «Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном всестороннем развитии. С анатомической точки зрения около одной трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кистей рук. Воздействуя на определенные точки, расположенные на детских пальчиках, мы активизируем речевые центры головного мозга и помогаем становлению речи малыша, а также развитию его умственных способностей. Детям раннего возраста родители могут делать массаж ладошек и пальчиков со стихами, а детям с трех лет предлагать упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры представляют собой короткие стихотворения в сопровождении движений пальцев и кистей рук, показывающих то, о чем идет речь в стихах и потешках. Ритмичность речи и соответствующие ей движения очень нравятся детям, поэтому они с удовольствием повторяют движения и слова за взрослым. Выполнение таких упражнений займет не больше пяти минут, а пользы приносит не мало: стимулирует речевую активность, формирует правильное звукопроизношение, развивает координацию движений, улучшает память и внимание, готовит руку к письму, и, самое важное, подарит вам и ребенку несколько радостных минут общения.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваемся играя“» размещена в разделах
Предлагаю несколько вариантов веселых и полезных пальчиковых игр для Вас и Вашего ребенка.
Белка
Скачет белка-шалунишка,
(«бегают» пальчиками по столу)
Рвет с сосновых веток шишки.
(сжимают поочередно кулачки на правой и левой руках)
Лапками сжимает ловко
(сжимают одновременно кулачки на правой и левой руках)
И несет в свою кладовку.
(«бегают» пальчиками по столу)
Белочки
Раз, два, три, четыре, пять,
(выставить пять пальцев)
Пришли белки поиграть.
(спрятать руку за спину)
Одна куда-то подевалась,
(выставить четыре пальца)
Четыре белочки осталось.
(спрятать руку за спину)
А теперь скорей смотри –
Их уже осталось три.
(выставить три пальца)
Ну и ну, какая жалость,
(спрятать руку за спину)
Только две у нас осталось.
(выставить два пальца)
Эта новость так грустна –
(спрятать руку за спину)
Осталась белочка одна.
(выставить один палец)
Пока мы с тобой считали,
Белочки от нас сбежали.
(спрятать руку за спину)
Голодная мышка
Мышка съела сыр и пышку,
Тыкву, рыбу, дыню, шишку,
Съела сливы и блины,
И сушеные грибы.
(загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)
Целый день она жевала,
Но все мышке было мало!
(разводят руками)
Кролик
Маленький кролик
(кисти прижать к голове, как ушки)
С большими ушами,
Розовым носом,
(дотронуться до носа)
Смешными усами.
(указательные пальцы прижаты к губам)
Норку глубокую роет себе
(роем норку)
Сильными лапками
В мягкой земле.
Чистит он шёрстку себе
(«чистим шёрстку»)
Или спит.
(руки кладём под щёку)
Кролик ушами всегда шевелит.
(шевелим «ушами»)
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
(закрыть лицо ладонями)
Кто живет в лесу
Кто в лесочке живет?
(переплести пальчики, имитируя лес)
Под корягой — старый крот,
За горой — лисенок,
В ельнике — лосенок.
Под кустом — лисичка,
На сосне — синичка!
(загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Лисичка
Разминаем пальчики, раз, два, три!
Разминаем пальчики ну-ка, посмотри!
(сгибание и разгибание всех пальцев)
Вот бежит лисичка, раз, два, три!
Хитрая сестричка, ну-ка, посмотри!
(пальцы бегут по столу)
Лепим, лепим личико, раз, два, три!
Что же получилось? Ну-ка, посмотри!
(«лепим»)
Хитрая лисичка – вот она!
Рыжая сестричка хороша!
(«гладим лисичку» другой рукой)
Вот лисичка злая, ой-ой-ой!
От нее, скорее убегу домой.
(пальцы бегут по столу)
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
(поддерживаем руками подбородок)
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час!
Утро
Утром на лужайке
Просыпались зайки.
(рука с «зайцами» кладется на стол тыльной стороной вниз)
– Здравствуй, солнце красное!
(поднимается большой палец)
– Здравствуй, небо ясное!
(поднимается указательный, большой остается поднятым)
– Здравствуй, ёлка!
(поднимается средний, большой и указательный остаются поднятыми)
– Здравствуй, пень!
(поднимается безымянный, большой, указательный и средний остаются поднятыми)
– Здравствуй, здравствуй,
Новый день!
(поднимается мизинец — все зайчики проснулись)
Шуба
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы —
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя — бурая.
(поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных и цвета их «шуб»)
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
(качают головой из стороны в сторону)
Пингвины
Жили-были три пингвина.
(хлопки)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Хорошо и дружно жили
(ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Как-то утром на рыбалку.
(хлопки)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Зашагали вперевалку.
(ладошки «шагают»-«шлепают» по столу)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Наловили много рыбы
(вращение кистей рук к себе)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
И еще поймать могли бы.
(вращение кистей рук от себя)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Съели дружно все до крошки.
(хлопки)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Кроме маленькой рыбешки.
(хлопки)
Пик, Пак, Пок.
(удары по столу)
Дружно бросилися в драку,
(удары кулачками друг о друга)
Пик, Пак, Пок.
(хлопки)
Учинив большую свалку.
(удары кулачками о стол)
Пик, Пак, Пок.
(хлопки)
Чтобы жить все время дружно,
(ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок.
(хлопки)
Уступать друг другу нужно,
(ладошка «моет» ладошку)
Пик, Пак, Пок. (хлопки)
Зоопарк
В зоопарке мы бродили
К каждой клетке подходили
И смотрели на зверят –
Медвежат, волчат, бобрят.
(на каждую строчку стиха, поочередно соединяем большой палец с другими пальцами руки)
Прыг-скок
Зайчик прыг, зайчик сок,
(показываем «зайку», сгибаем и разгибаем пальчики)
Спрятался он под кусток.
(кулачок обнимаем ладошкой, прячем)
Под кусточком — молчком,
(грозим пальчиком, чтобы сидел тихо)
Только ушки — торчком.
(показываем зайку)
Прятки
Первый зайчик под листочком,
(загибают большой палец)
А второй забрался в бочку.
(загибают указательный)
Третий заинька косой
Сидит тихо за сосной.
(загибают средний)
На пеньке сидит четвертый.
(загибают безымянный)
Пятый на бревно залез,
(загибают мизинец)
С бревна спрыгнул и исчез.
(разгибают мизинец и «прячут» в кулачок другой руки)
Серый волк
Волк серый, зубастый,
(сгибают и разгибают кулачки)
По полю рыщет,
(«ходят» пальцы по столу)
Добычу себе ищет.
Как найдет,
(сжать кулаки)
Волчатам отдает.
Слон
В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
(Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.)
Динозавры
Динозавров на рассвете
(сжатые в «замок» руки)
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали,
(изображаем дрожь, испуг)
Быстро к дому побежали,
(«бегают» пальчиками по столу)
Динозавр же, верь не верь,
Только тра-во-ядный зверь.
(сжатые в «замок» руки)
Серый зайка
Зайка серенький сидит
(руки сжаты в кулачки)
И ушами шевелит.
(разгибают и сгибают кулачки)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть,
(растирают пальцы и кисти рук)
Зайке холодно стоять
Надо зайке по скакать
(скачут)
Зайку кто-то напугал -
(хлопнуть в ладоши)
Зайка прыг и убежал
(подпрыгнуть и побежать)