Алёна Урявина
Консультация по организации предметно-развивающей среды «Развиваемся — играя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Б. Шоу
Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Это, по сути, второй дом для детей. В нём всё такое новое и красивое! Но этого недостаточно, поскольку для всестороннего полноценного развития ребёнка необходима специально организованная развивающая предметно-пространственная среда. Обстановка должна быть естественной, комфортабельной и насыщенной разнообразными предметами и материалами. При организации предметно-развивающей среды в основном применяются традиционные способы, поэтому следует создать в группе предметно - развивающую среду с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. А также заинтересовать родителей в организации РППС.
Публикация «Консультация по организации предметно-развивающей среды „Развиваемся — играя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
При организации предметно-развивающей среды необходимо ориентироваться на возрастные потребности ребенка. В группу №1 МАДОУ № 23 ходят дети третьего года жизни. В этом возрасте главной потребностью ребёнка являются действия с предметами, а также общение с взрослым. Поэтому обстановка в группе должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Безопасность и комфортность чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности. Для соблюдения принципа взаимодействия в группе находится разновысокая мебель, чтобы ребенок мог подняться до уровня взрослого, а также мягкий диван и кресла, в которых воспитатель может посидеть рядом с ребенком для установления доверительных отношений.
Все игрушки и пособия находятся в зоне доступа детей. Это способствует развитию активности, самостоятельности. Обстановка в группе расположена на уровне детей, ребенок может подойти к любому месту и дотянуться до понравившейся ему игрушки либо взять необходимый материал для работы.
Большое внимание уделяется развитию творческой фантазии малышей. Они по своему желанию учатся использовать предметы различных уголков группы, играть, где им захочется. Во главу динамичности ставятся интересы детей: выдумывать, созидать, творить. В группе достаточно объемный «уголок ряженья», где дети могут изменять свой облик, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно. А наличие зеркал позволяет ребятам видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.
Одним из важнейших аспектов развития детей младшего возраста является развитие мелкой моторики. Поэтому в группе огромное количество конструктором, мозаик, шаблонов и трафаретов фабричного производства, а также различных развивающих пособий, сделанных руками воспитателя и родителей.
Для обеспечение богатства сенсорных впечатлений детей предметы обстановки групповых помещений подобраны таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т. е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.
Для улучшения комфортности пребывания детей в группе, при организации предметно-развивающей среды были приняты меры по отказу от некоторых традиционных подходов к её созданию. Так, например, в группе нет жёсткого «зонирования», наоборот приветствуется взаимодействие предметов и игрушек из разных игровых «зон». Например, при просмотре книжек ребенок может взять карандаш и попробовать нарисовать понравившегося героя. Либо построить из конструктора дом для куклы в «кукольном» уголке.
Вообще в группе нет чёткого деления на традиционные «уголки», границы слегка «размыты», и в уголке для мальчиков по соседству с машинками живёт пупс, который часто выступает в роли шофёра или пассажира. А в «уголке доктора» стоит чайный сервиз – «доктора» нашей группы очень любят поить чаем своих «пациентов»! Именно отказ от стереотипного деления на игровые уголки способствует проявлению самостоятельного игрового творчества ребят.
Также был пересмотрен достаточно традиционный подход к сфере изобразительного творчества детей. Помимо обязательной непосредственной образовательной деятельности по лепке и рисованию, у детей есть возможность для ежедневных самостоятельных (под ненавязчивым контролем воспитателя) игр в «Центре воды и песка», рисования и раскрашивания. В свободном доступе для ребят – восковые карандаши, кинетический песок и формочки, глина для лепки. Таким образов у детей есть ещё одна возможность выразить себя в творчестве по своему желанию и в любое время.
В моей группе я использовала авторский подход к самостоятельной деятельности детей. Он прослеживается в виде множества самодельных пособий по сенсорике, моторике, для развития дыхания. Это и сенсорные коврики из различных материалов (ракушки, пуговицы, спички, ткань, крупы, поделки из пластиковых крышек, пластиковых бутылок, контейнеров от «Киндеров», бизиборд, игры «Воздушный футбол», «Четвёртый лишний», «Надень иголки ёжику», музыкальные инструменты-шумелки и т. п.
Все эти игровые пособия универсальны. Каждое можно использовать в разных областях развития детей, исходя из их индивидуальных особенностей. С помощью ковриков мы развиваем тактильность, учимся различать цвета, начинаем учить счёт («один – много»). Игры «Подбери крышки» и «Надень иголки ёжику» учит не только различать цвета, но и тренирует пальчики малышей. Игра «Четвёртый лишний» знакомит детей не только с цветами и формой предметов, но и также даёт первоначальные представления о счёте («один – много»). Игры «Воздушный футбол» и «Спаси бабочку от ласточки» («Муху от рыбки») не только тренирует дыхание, но и расширяет знания детей об окружающем мире (познавательное развитие).
Мой авторский подход включает в себя элементы театрализации в работе с детьми. Это интересно каждому ребёнку, помогает развить речевые качества детей, а также создаёт предпосылки для раскрытия творческих возможностей малышей. Через театральную игру расширяется кругозор, развиваются внимание, фантазия, память, совершенствуется словарь, улучшается звукопроизношение. Поэтому я стараюсь каждую совместную организованную деятельность превратить в сказочную историю, так или иначе связанную с тем пособием, которое в данный момент используется.
Все пособия в группе, сделанные мной, доступны, сделаны из бросового материала. Этим опытом может воспользоваться любой педагог в применении к детям младшего дошкольного возраста. Универсальность и направленность на всестороннее развитие - вот цель, которую я ставлю перед собой в работе с моими малышами.