Жилкина Мария
Консультация для родителей «Развитие эмпатии у детей»
Эмоциональность, уважаемые родители, является категорией современной психологии, которая означает способность человека представлять себя на местах другого, понимать чувства, желания, идеи, поступки другого, непроизвольно, положительно воспринимать ближнего, чувствовать сходные ощущения, понять и принять его актуальные эмоциональные состояния. Проявлять эмпатию в отношении собеседника означает посмотреть ситуацию по его мнению, уметь «слушать» его эмоции.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие эмпатии у детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Развитие эмпатии включает в себя три компонента:
- когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации,
- эмоциональный (я сочувствую ему,
- поведенческий (я делаю что-то, что может отразиться на чувствах другого, улучшит его состояние).
Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст являются наиболее сенситивным для развития нравственности, в значительной степени предопределяющими будущее нравственное положение человека, а при этом исключительно благотворными для общения со своими сородичами и другими людьми. Поведение детей в дошкольном возрасте значительно изменяется. Особое значение в данном возрасте уделяют нравственным мотивам поведения, выражающим отношение ребёнка к окружающим.
Для этого возраста характерно спокойное эмоциональное поведение, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности.
Условия для развития эмпатии у старших дошкольников:
создание необходимых условий обстановки эмоционального комфорта и благополучия способствует развитию и становлению личности;
установление доброжелательных взаимоотношений между детьми на основе развития нравственных качеств;
удовлетворение потребности ребенка в общении со взрослым, адекватное восприятие эмоциональных проявлений других людей, характер собственных поступков.
В дошкольном возрасте, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно - ролевой игры приводит к дальнейшему развитию эмпатии, сопереживания, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства : нравственные, эстетические, познавательные. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональны переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы. На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.