Валерия Петрова
Консультация для педагогов «Развитие творческого воображения детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение…
Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения детей посредством нетрадиционных видов рисования….
1.1. Значение развития творческого воображения детей
дошкольного возраста…
1.2. Характеристика нетрадиционных видов рисования как вида изобразительного творчества…
1.3. Особенности использования нетрадиционных видов
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие творческого воображения детей“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
рисования как средство развития творческого воображения
детей….
Выводы по главе….
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных видов рисования….
2.1. Диагностика развития творческого воображения детей
4-5 лет….
2.2. Организация работы посредствам нетрадиционных
видов рисования по развитию творческого воображения
детей….
2.3. Результат опытно-экспериментальной работы…
Выводы по главе…
Заключение….
Список использованной литературы….
Приложение….
Введение
Актуальность исследования. Традиционно в качестве одного из важнейших процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения, формирование творческой личности. Особенно значимым становится выявление специфики воображения и закономерностей его становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие, напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. Дети очень любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Нетрадиционные виды рисования имеют большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, в том числе и развитие творческого воображения ребенка дошкольного возраста.
В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность [24, 22].
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе нетрадиционными видами рисования. В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера, в которых включается нетрадиционные виды рисования. Занятия с использованием нетрадиционных видов рисования при направленном руководстве и при использовании способствующих возрасту методов и приемов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Сложившаяся и традиционно существующая система дошкольного воспитания и обучения фактически не содержат в себе специальных мер, направленных на последовательное и систематическое развитие у детей творческого воображения посредством нетрадиционных видов рисования.
Объектом исследования является процесс развития творческого воображения детей 4-5 лет.
Предметом исследования – теоретические основы и педагогические условия эффективного развития творческого воображения детей 4-5 лет посредством нетрадиционных видов рисования.
Цель работы состоит в том, теоретически обосновать и практически проверить эффективность развития творческого воображения детей 4-5 лет посредством нетрадиционных видов рисования и обосновать педагогические условия их осуществления.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения детей 4-5 лет будет более эффективным при условии, если:
- проводить систематическую работу на занятиях с использованием нетрадиционных видов рисования;
- формировать положительное отношение к различным видам искусств, обогащать эмоциональную сферу ребенка;
- организовать предметно-пространственную среду в дошкольных учреждениях и условия самостоятельного детского экспериментирования и творчества.
Основываясь на цель, предмет и поставленную гипотезу, задачами работы являются:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по использованию нетрадиционных видов рисования как средства развития творческого воображения детей 4-5 лет;
2. Разработать комплексную систему с использованием нетрадиционных видов рисования как средства развития творческого воображения детей 4-5 лет;
3. Проследить эффективность использования нетрадиционных видов рисования как средства развития творческого воображения детей 4-5 лет;
4. Дать рекомендации по развитию творческого воображения детей 4-5 лет посредством нетрадиционных видов рисования.
Для доказательства гипотезы были использованы следующие методы исследования:
-теоретическое изучение методической, психологической, педагогической литературы в данной области исследования;
- педагогические наблюдения, беседы, педагогический эксперимент; обработка результатов работы.
Методологической основой исследования являются труды по творческому воображению Е. В. Заика, Л. Н. Выготского, Л. А. Венгера, А. В. Запорожеца и других, по проблеме изобразительной деятельности Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. А. Ветлугина, Л. А. Паромонова и других.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
- раскрыто содержание развития творческого воображения детей 4-5 лет на основе использования нетрадиционных видов рисования;
- теоретически обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы развития творческого воображения детей 4-5 лет на основе использования нетрадиционных видов рисования.
Практической значимостью работы является систематизация занятий по изобразительной деятельности с нетрадиционными видами рисования как средства развития творческого воображения детей среднего дошкольного возраста, а также разработка рекомендаций по развитию творческого воображения у детей 4- 5лет посредством нетрадиционных видов рисования.
Экспериментальная база: МБДОУ Детский сад №70 «Кэрэчээнэ» с. Хатассы г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В I главе раскрываются теоретические основы развития творческого воображения дошкольников посредством использования нетрадиционных видов рисования. Во II главе проведена опытно – экспериментальная работа по развитию творческого воображения детей 4 – 5 лет посредством нетрадиционных видов рисования.