Нина Осмиченко
Консультация для родителей «Развитие воображения у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение — это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти — это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие воображения у ребенка“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.
Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение : на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?
У младшего дошкольника воображение запускается непроизвольно, малыш не ставит цели что-то придумать, не управляет возникающими образами. К пяти-шести годам развивается произвольное воображение, когда ребенок начинает планировать свою игровую или продуктивную деятельность, в основе которой лежит создание воображаемых образов. Например, ребенок придумывает какую-нибудь игровую ситуацию, насыщая ее несуществующими персонажами и распределяя роли этих персонажей среди сверстников. При этом дети могут играть достаточно долго, удерживая предложенный замысел и насыщая его все более новыми и необычными деталями.
Произвольное воображение проявляется в старшем дошкольном возрасте в процессе лепки, рисования, конструирования. Если младший дошкольник сначала начинает лепить, строить, рисовать, и лишь потом по мере действия выявляется образ поделки, то дети постарше сначала придумывают то, что они хотят сделать, а затем приступают к изготовлению, находя для этого нужные материалы.
В старшем дошкольном возрасте ребенок научается создавать свои собственные персонажи, поселяя их во внутреннем мире. Дети придумывают себе воображаемых друзей, присутствие которых скрашивает повседневную жизнь ребенка. Эти воображаемые спутники детской жизни — невидимки, хотя дети называют их по именам, упоминают их в разговорах и играют с ними подолгу в различные игры, как с реальными партнерами. Они помогают детям справляться со страхами, заменяют им друзей в периоды одиночества, поддерживают в них уверенность в правильности мыслей и действий. Как отмечает Г. Крайг, проведенные исследования показали, что до 65% дошкольников выдумывают себе друзей. Такие дети более общительны, менее застенчивы, имеют больше реальных товарищей. Воображаемые друзья помогают детям приобретать социальные навыки и упражняться в общении. В ходе взаимодействия с воображаемым другом дети проигрывают и проговаривают события дня, свои переживания, морально-нравственные коллизии (ссоры со сверстниками, близкими людьми).
Конечно, многие родители стремятся к развитию творчества у своих детей: отдают их в студию, кружки, специальные школы, где с ними занимаются опытные педагоги. Но во-первых, это уже школы, а очень многое закладывается в ребёнке гораздо раньше; а во-вторых, всё оценивается положительно, пока ребёнок развивает свою фантазию в кружке, и дома он мил и послушен. Но как только он выходит за рамки, которые ему отвели, не редко начинаются упрёки, что всё это выдумки и фантазии. Конечно, при таком отношении гаснут искры детской непосредственности и стремления к новому.
Доказано, что в игре не проявляется, а появляется воображение ребёнка.
Только так кажется, что ребёнок-дошкольник такой уж фантазёр, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребёнка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках.
Конечно, у каждого ребёнка свои склонности, свои интересы. Одному достаточно только предложить что- нибудь придумать, сочинить, выдумать и тут же радостно вспыхнут глазёнки и начнётся сначала неумелый, а потом всё более совершенный творческий поиск. А другой постарается уйти, спрятаться за уже знакомые задания и сюжеты.