Галина Сатосова
Консультация для родителей «Развитие речи средствами дидактических игр с детьми младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
На третьем году жизни ребенка, в период неповторимой интенсивности освоения словарного состава родного языка, развития форм и функций речи особую значимость приобретает формирование словаря. Овладение словарным составом родного языка в этом возрасте теснейшим образом связано и обуславливает совершенствование произношения слов у детей, овладение грамматическим строем.
Темочки:
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ведущий прием формирования правильного произношения на третьем году жизни – речевой образец взрослого, подражая которому ребенок улучшает произношение звуков в слове. Овладение грамматическим строем речи примыкает к задачам словарной работы потому, что использование слов в контексте предлагает построение из них предложений, а следовательно, и грамматическое изменение слов.
Развитие речи ребенка закономерно связано с таким важным компонентом, как дидактическая игра.
Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения, оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка. С куклой дети учатся выполнять различные действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине). Игрушки, изображающие животных, позволяют знакомить детей с внешним видом, особенностями передвижения, характерными признаками.
Игра – занятие – своеобразная форма обучения, которая воспитывает чувства,
привлекает внимание ребенка, сосредотачивает на доступных его пониманию
жизненных явлениях, им он может подражать и на этой основе творчески развивать содержание самостоятельной игры.
«Укладывание куклы Кати спать».
В этой игре взрослый показывает, как куклу перед сном умывают, как ее
раздевают, вешают одежду, как готовят постель (снимают покрывало, складывают его).
Катю укладывают в постель, и взрослый вместе с детьми поет колыбельную песенку.
Баю-бай, баю-бай
Наша, Катя, засыпай
Баю, Катенька, бай-бай,
Поскорее засыпай.
«Кукла Катя проснулась».
Взрослый говорит: «Кукла Катя проснулась и сказала: «С добрым утром!»
Взрослый сначала показывает ребенку, как одевать куклу, а затем ребенок пытается сделать это сам. Взрослый предлагает ребенку умыть куклу. «Умытую» куклу сажают за стол, потом куклу кормят завтраком. Катя, позавтракав, благодарит ребенка.
Каждый день ребенок проявляет заботу о Кате.
Так вырабатывается привычка помнить и выполнять обязанности, связанные с
уходом за куклой Катей, создается потребность производить ряд связанных между собой последовательных, целесообразных действий, закладывается начало формирования сюжетной игры.
«Приготовим завтрак кукле Кате».
Знакомство с предметами, их назначением (плита, посуда). Дать представление о горячем, холодном, теплом.
Взрослый приводит Катю. Катя здоровается и взрослый предлагает
посадить ее на стул, предлагает приготовить Кате завтрак. Вместе с ребенком вспоминает, на чем повар готовит еду, во что наливает молоко. Взрослый показывает: «Вот у нас плита, а здесь стоит посуда. В этой кастрюле молоко, оно холодное. Поставим его на плиту и подогреем, чтобы оно было теплое. Сварим кашу (ставит кастрюльку на плиту и приглашает детей мешать, расставлять тарелочку, ложечку, чашку). Положим кашу в тарелку, нальем молока. Ну вот, готово! Сейчас Катя будет кушать. Ребенок выполняет
действие, сопровождая словами: «Пей, Катя, не обливайся». После того, как ребенок покормит Катю, ей напоминают, что надо благодарить.
«Купание куклы Кати».
Дать понятие о том, как пользоваться водой: не разбрызгивать воду, не лить на пол. Дать понятие о грязном, чистом, мыться с мылом. Научить ребенка правильно мыть Катю, проявлять заботу о кукле. Взрослый подробно объясняет весь процесс купания, привлекая к нему ребенка. Приготавливая и расставляя предметы, взрослый спрашивает: Что это? Какого назначение? Это ванночка! – В ней будем купать Катю. Это кувшин с водой, а это что? – Мыльница! – Что положим в мыльницу? – Мыло! – А вот и
Катя пришла. Сейчас мы ее вымоем. – Ира, налей в ванночку воды.
- Какая вода? (теплая, дает всем потрогать). – Кате будет приятно купаться. – А теперь разденем Катю (ребенок помогает еще раз называя одежду). Затем взрослый сажает Катю в ванну. – Сначала помоем голову. Закрой, Катя, глазки, чтобы мыло не попало. Намылим голову. Голова будет чистая-чистая, польем водичкой (предлагает выполнить это ребенку).
- А теперь я полью теплой водичкой.
- Видишь, как я аккуратно поливаю (читаем потешку «Водичка – водичка»). Теперь надо обтереть полотенцем сухо-сухо. Ира, оботри Катю.
- Что надо надеть Кате? – Рубашечку и сарафан (одевают).
- Дадим Кате теплого чаю и положим отдыхать в кровать. Спи, Катя!
Затем взрослый предлагает помыть других кукол.
Благодаря проведению подобных игр, кукла станет любимой игрушкой,
побуждающей к разнообразным играм. Кроме этого будет достигнута цель:
развитие речи у детей через дидактические игры.