Чухнина Галина
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы
Интенсивный рост и развитие ребёнка происходит в дошкольном возрасте. Развиваются все психические процессы в организме, речь.
От уровня овладения связной речью зависит умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие, а так же, впоследствии, успешность обучения детей в школе.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Развивать речь ребенка можно не только в любых ситуациях, но и во всех режимных моментах.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи дошкольников в режимных моментах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.
В дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра. В режимных моментах она необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру.
Во все режимные моменты включаются игры по развитию речи. Игра пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их разгадать. Поэтому в игры можно включать множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно.
Несколько примеров загадок:
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло.)
Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка.)
Худая девчонка —
Жесткая челка,
Днем прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет. (Зубная щетка.)
Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела. (Зубная паста.)
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Мочалка.)
Зубастая пила
В лес густой пошла.
Весь лес обходила,
Ничего не спилила. (Расческа.)
Железный ежик
С резиновой кожей
Вниз иголками идет,
Иглами траву гребет. (Массажная щетка.)
Мамы всех им укрывают,
Но оно всегда сползает
И куда-то убегает.
Только утром, на рассвете,
Вновь накрыты этим дети.
Если прочитать сначала,
Укрывают. (одеялом).
Оно ложится на кровать,
Чтоб нас с тобою укрывать. (Одеяло.)
Много пуха, но не птица,
День и ночь в мешке таится.
Если к ней щекой прижаться,
То цветные сны приснятся. (Подушка.)
Четыре уха,
А перьев не посчитать. (Подушка.)
Стелют на матрац меня,
Называюсь. (простыня).
Во время утреннего подъема можно поговорить о настроении ребенка, о любимой игрушке (если ребенок спит с игрушкой, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге. Посмотрев в окно обсудить время года, погоду, что нужно одеть, выходя на улицу.
Так, во время одевания или раздевания детей, разговаривайте с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д. Обращайте внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку, петельки для пуговиц и т. п., обуви (шнурки, замок, подошва, ремешок и т. п.)
Со старшими дошкольниками можно обсудить с какого звука начинается слово, помогая сформировать звуковой анализ и синтез слов.
Играя в совместные игры с детьми или на прогулке, можно предложить следующую игру «Кем я буду и каким?» - эта игра посвящена будущему ребят, о котором они начинают мечтать уже в старшем дошкольном возрасте :
Самолётом правит… -лётчик,
Стены выкрасил…-маляр,
Доску выстрогал…-столяр,
Трактор водит… -тракторист,
Электричку… -машинист,
За прилавком… - продавец,
Кто всё знает - молодец!
Так же на прогулке удобно будет провести игру «Пойми меня».
Например, выйдя с детьми на прогулку предложить вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев. Подобрать слова к слову «весенний» (ручей, дождь, цветок, лес и т. д., к слову «осеннее» (облако, солнце, небо, утро, настроение и т. д.) Предложить детям подобрать противоположные по смыслу слова. Зима ушла, а весна, зама холодная, а весна, зимой надевают шубы, а весной, зимой ветер злой, а весной…
На прогулке можно проводить наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений предложить детям составить или придумать сказку, рассказ про объект наблюдения: про весёлого ручейка, про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.
Во время пищи, привлекайте внимание детей к посуде, рассматрите и называйте ее форму и глубину, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. Где стоит посуда, как нужно с ней обращаться. Обсудите приборы, которыми пользуетесь, в какой руке нужно держать ложку, из какого материала она сделана, как ею пользоваться. Потренируйтесь в образовании притяжательных прилагательных:
- Если ложка из металла, то она какая?
- Металлическая.
Из каких овощей сварен суп? Из чего делают котлеты? И множество других познавательных для малыша «Из чего?» и «Почему?»
Важный момент за столом – правила поведения, расскажите о них малышу.
Если вы ждете гостей, вместе с ребенком накрывайте на стол и проговаривайте, как это сделать правильно. Где хранятся продукты? Сахар в сахарнице, хлеб в хлебнице, масло в маслёнке, молоко в молочнике, фрукты в вазе, конфеты в конфетнице, салфетки в салфетнице и т. п. Где заварим чай? В чайнике. И т. п.
Игра «Ловушка». Накрывая на стол предлагайте поставить на него разные предметы, ребенок должен сказать «да» и хлопнуть в ладоши или «нет». Поставим на стол тарелки? «Да»! Поставим на стол табуретки? «Нет»! А где они должны стоять?
Такие беседы способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами.
Развивать речь ребёнка, можно в течении дня, во всех режимных моментах c помощью потешек, стихов, чистоговорок
Говорите с ребенком всегда, чем бы вы не занимались! Обсуждайте и рассуждайте! Беседы с детьми в процессе режимных моментов обеспечивают накопление словаря и развитие речи малыша. Любая совместная деятельность укрепляет доверие к родителям, помогает сохранить добрые отношения по мере взросления и создает те самые впечатления детства, которые ребенок пронесет через всю жизнь!